МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Президент Медведев на совещании по экономическим вопросам в очередной раз решил похвалить правительство за борьбу с кризисом. Выступавшие на том же совещании министры экономического блока звучали обнадеживающе. Министр экономики Эльвира Набиуллина пообещала низкую инфляцию и ускорение роста ВВП в последнем квартале по сравнению с предыдущим кварталом.
Однако настоящей сенсацией стали слова министра финансов Алексея Кудрина, который рассказал о том, что бюджет получил больше доходов, чем планировалось. "Нам удалось выйти на поступление доходов выше запланированного в феврале-марте уровня, когда мы вносили изменения в бюджет и принимали антикризисный план", - заявил министр и назвал цифру этих незапланированных доходов - более 450 миллиардов рублей.
Сенсационно это прозвучало хотя бы потому, что меньше месяца оценка того же Кудрина была в 5-10 раз скромнее. "В связи с тем, что экономическая ситуация лучше, чем заложено в бюджете, и нефть стоит дороже, доходы будут больше примерно на 40 млрд рублей" - привел министр оценку налоговой службы, оговорившись, что она консервативна, а сам минфин по итогам года ждет 100 миллиардов сверх запланированных.
Позже, выступая на "Дне банкира", министр финансов выступил с привычными уже словами о том, что расслабляться рано, истории, подобные дубайской могут повториться в и следующем, и в 2011 году. Особенно большую угрозу представляет финансовый сектор. "По нашему мнению, мы находимся в такой ситуации, когда о многих убытках банков еще не известно, - заявил он. - Определить, сколько точно, очень сложно, но давайте скажем, что примерно половина" - предложил министр.
Половина, так половина. Интересно подсчитать, во что уже обошелся российскому правительству кризис. Исходя из этого, можно понять запас прочности, трезво оценить, чем располагают власти на случай ухудшения ситуации.
Минфин неоднократно выступал с заявлениями о том, что бюджет в течение ближайших лет будет дефицитным, Резервный фонд уже в следующем году будет полностью исчерпан, тогда же начнется трата денег из второго нацфонда - Фонда национального благосостояния, который также может закончиться за год-другой.
Правительство даже решило законодательно закрепить отказ от пополнения правительственных фондов до 2012 года. "Дополнительные доходы, если такие появятся в текущем и следующем годах, позволят нам меньше, чем сейчас запланировано, потратить существующие резервы", - объяснила заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.
Можно, конечно, поверить на слово, но можно и проверить, тем более, что на сайте Минфина есть вся доступная информация.
Итак, если принять за начало кризиса середину сентября, когда банкротство Lehman Brothers обрушило мировые биржи и едва не похоронило российскую банковскую систему, то несложно посмотреть. что стало с резервами правительства за прошедшие 13 с небольшим месяцев.
На 1 октября прошлого года Резервный фонд составлял 140,98 миллиарда долларов или 3,559 триллиона рублей. К 1 ноября текущего года (последние опубликованные данные) он "похудел" до 77,18 миллиарда долларов или 2,242 триллиона рублей. Долларовая оценка упала почти вдвое. рублевая - почти в 1,6 раза.
Но есть у минфина и другой фонд - Фонд национального благосостояния (ФНБ). Он на 1 октября оценивался в 48,68 миллиарда долларов или 1,228 триллиона рублей. Зато к нынешнему ноябрю в ФНБ было уже 93.38 миллиарда долларов или 2,712 триллиона рублей.
Несложное арифметическое действие, и картина кардинальным образом меняется. Совокупные резервы правительства за 13 месяцев с начала кризиса в долларах снизились со 189,66 миллиарда до 170,56 миллиарда. Это почти 20 миллиардов долларов, но о половине речи уже не идет - потери составили около 10%. В рублях правительство, благодаря девальвации. и вовсе заработало. На первое октября прошлого года у него было 4,787 триллиона рублей, а к 1 ноября этого - 4,954 триллиона.
Итак, если верить оценке российского министра, "примерно половина" кризиса позади, а совокупный размер правительственных фондов за время кризиса вырос на 167 миллиардов рублей. Если у кого-то до настоящего времени сохранялись сомнения в том, что Алексей Кудрин - гениальный финансист, они должны исчезнуть. Вопрос в том, всегда ли гениальный финансист является хорошим министром.