МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Бывшего сотрудника IT-подразделения швейцарской "дочки" банка HSBC Эрве Фальчиани, который сумел взломать базу данных и украсть информацию о тысячах клиентов, а потом передавшего эту информацию французским властям, европейская пресса поначалу пыталась представить этаким робин гудом, который борется со злом абсолютно бескорыстно.
Да и сам Фальчиани, впервые давший телевизионное интервью в декабре прошлого года, старательно поддерживал этот имидж, отрицая получение каких бы то ни было денег от французских властей. "Нет, я не получал денег, нет, нет, я не боюсь, нет, я не прячусь..." - таков был его ответ французскому телевидению. Мотивацию своего поступка Фальчиани объяснил просто: "Если бы вы обнаружили, что трастовые и офшорные системы позволяют уходить от налогов, от НДС, если бы вы поняли, что они существуют только ради этого - что бы вы сделали? Или вы прячете голову в песок, или пытаетесь докопаться до сути".
Но уже в январе тот же диск, на котором данные не только о французах, но и о немцах, был предложен властям Германии. Причем, далеко не бескорытсно: "компьютерный гений" запросил за информацию 2,5 миллиона евро. Видимо не так просто найти работу по специальности человеку, обокравшему собственный банк, а жить на что-то надо.
Впрочем, в истории этой побудительные мотивы отдельно взятого персонажа не так важны. Принципиально иное: власти Германии с большой долей вероятности заплатят деньги скрывающемуся от швейцарских властей Фальчиани (интересно, будут ли уплачены с этой суммы налоги). Канцлер ФРГ Ангела Меркель высказалась однозначно: "Необходимо сделать все, чтобы использовать эти данные".
Да и прецедент уже был. В 2007 году немецкие власти использовали приобретенный за 2,8 млн евро список немецких клиентов лихтенштейнского банка LGT. Казна в результате пополнилась на 2,5 млрд евро.
Сейчас оценки скромнее: глава профсоюза работников немецких налоговых ведомств Дитер Ондрачек считает, что Германия может получить от использования информации с диска Фальчиани 100 миллионов евро.
Однако в общем и целом битва идет за гораздо более существенные суммы. По оценкам немецких властей, от уплаты налогов граждане Германии в общей сложности укрывают порядка 1,5 трлн, причем две трети этой суммы находится в Швейцарии. Видимо сумма настолько заворожила немецких политиков и чиновников, что они готовы платить преступнику, обокравшему собственный банк, поощряя таким образом совершение аналогичных преступлений в будущем.
Власти Франции и Германии фактически признают, что налоговые преступления, то есть преступления против государства, важнее и приоритетнее преступлений против частной собственности.
Хуже всего в этой ситуации швейцарским банкам, а значит, и самой Швейцарии, для которой благополучие ее банков важнее, чем для России цена на нефть. Страну, которая из последних сил пытается защитить свой закон о банковской такне, буквально обложили со всех сторон.
Власти США после многомесячного давления вынудили самый крупный банк страны - UBS - раскрыть информацию о 4450 своих клиентах - американских гражданах. После этого банк, нарушивший швейцарский закон, лишился государственной поддержки и американских клиентов.
Практически одновременно, в августе прошлого года, началась и французская эпопея Эрве Фальчиани, в результате которой, по данным газеты Tribune de Geneve, 80% французских клиентов ушли из швейцарских банков. Если за ними последуют еще и немцы, то беспокоиться придется уже не за судьбу Греции или Испании, а за судьбу Швейцарии с ее гипертрофированным банковским сектором, который в случае нужды никакое государство спасти не сможет.
И, как бы фантастически это сегодня ни прозвучало, перед Швейцарской Конфедерацией в обозримом будущем может замаячить путь, по которому в прошлом году отправилась Исландия.
Проблема лишь в том, что швейцарские банки не исландские, и если "рухнет" UBS или Credit Suisse, признанные "системообразующими" для всей мировой финансовой системы, волна поднимется похлеще той, которую спровоцировало банкротство Lehman Brothers. А властям - что в Евросоюзе, что в США, - придется потратить гораздо больше на очередной раунд спасения финансовых институтов, чем они заработают, разоблачая (при помощи весьма сомнительных методов) собственных граждан, уклоняющихся от уплаты налогов.