Правительство одобрило Прогноз развития экономики на 2011-2013 годы, подготовленный министерством экономического развития. По сложившейся за последнее десятилетие традиции, документ этот исполнен в оптимистических тонах - разве что не восторженных - кризи
Архив NEWSru.ru
Правительство одобрило Прогноз развития экономики на 2011-2013 годы, подготовленный министерством экономического развития. По сложившейся за последнее десятилетие традиции, документ этот исполнен в оптимистических тонах - разве что не восторженных - кризи
 
 
 
Правительство одобрило Прогноз развития экономики на 2011-2013 годы, подготовленный министерством экономического развития. По сложившейся за последнее десятилетие традиции, документ этот исполнен в оптимистических тонах - разве что не восторженных - кризи
Архив NEWSru.ru

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Правительство одобрило Прогноз развития экономики на 2011-2013 годы, подготовленный Министерством экономического развития. По сложившейся за последнее десятилетие традиции, документ этот исполнен в оптимистических тонах - разве что не восторженных - кризис все-таки за плечами.

Если верить Прогнозу МЭР, нас ждет сплошной рост ВВП (на 3,4 -4,2% ежегодно), промпроизводства (3,1-4,2%) и инвестиций в основной капитал (6,3-8,1%). При этом инфляция будет снижаться (6,0-4,5%), так же, как и среднегодовой курс рубля к доллару (29,3-27,9 рубля за доллар).

Одним словом, не прогноз, а сплошная экономическая идиллия. Если бы не одна беда: цена на нефть, о среднегодовом значении которой заинтересованные ведомства - Минэкономразвития и Минфин - проспорили целый месяц в преддверии принятия документа.

Минфин настаивал на том, что все макроэкономические выкладки надо делать исходя из средней цены барреля на три следующих года в 70 долларов, а Минэкономразвития - в 76. В конце концов был найден некий компромисс, но с явным креном в сторону МЭР - 75 долларов за баррель.

Сам факт этого ведомственного спора показателен: наши министры могут сколько угодно рассуждать о модернизации и инновационном развитии, но до хрипоты спорят не об источниках иностранных инвестиций, не о технологическом обновлении промышленности, не о "локомотивах роста" экономики, а о старой доброй нефти, на цене которой, как ни крути, все в нашем бюджете завязано.

Со стороны спор этот смотрелся несколько комично: цена на нефть - это параметр, который никакому разумному прогнозированию не подлежит. Нет в мире таких критериев, по которым можно было бы вычислить, сколько потянет баррель в августе 2011-го или, скажем, в феврале 2013-го. Канонический пример - лето 2008-го, когда вопреки всем прогнозам ведущих аналитических центров мира, вот-вот ожидавших уровня в 200 долларов за баррель, нефть стремительно покатилась вниз. Через пару месяцев те же аналитические центры стали всерьез обсуждать перспективу увидеть на рынке цену в 10-15 долларов за баррель.

В этом смысле что 70, что 75, что 76 - все едино: может, совпадет с реальностью, а может, и не совпадет. Никто ведь не может предсказать, предположим, аварию, подобную той, что случилась с нефтяной платформой в Мексиканском заливе, не говоря уж о каких-то военных или политических катаклизмах (ну, или, если угодно, достижениях, которые тоже способны повлиять на стоимость нефти). Надо полагать, министры Кудрин и Набиуллина прекрасно отдают себе отчет в "точности" нефтяных прогнозов. Однако, жонглируя виртуальными стоимостями барреля, они прекрасно знают, за что борются. Ведь это не просто цифры, нарисованные на бумаге, за каждой из них скрываются "живые" деньги бюджета, причем деньги огромные.

По оценкам экспертов, каждый лишний доллар к цене барреля приносит в российский бюджет порядка 2 млрд долларов. Соответственно, если бы победила "консервативная" позиция Минфина, в бюджете 2011 года было бы заложено доходов примерно на 300 млрд рублей меньше.

Тут следует пояснить непосвященным: острота ведомственного спора подогревалась тем фактом, что Минфин, грубо говоря, отвечает за доходы бюджета, а МЭР - за его расходы. То есть, если бюджет все-таки недополучит в следующем году эти 300 млрд - виноват будет Минфин. А у Минэкономразвития будет оправдание: какого роста ВВП вы от нас ждете, если денег в казне оказалось меньше запланированного? Как бы то ни было, у ведомства Набиуллиной уже получилось повысить градус оптимизма относительно ожиданий на следующий год: изначально в 2011-м намечался дефицит бюджета в 4% от ВВП, а теперь - уже в 3,4%. Спасибо "лишним" 5 долларам за баррель.

В общем, наши экономические ведомства в результате жаркой дискуссии со звериной серьезностью приняли документ, который в лучшем случае заслуживает лишь слегка ироничного отношения к себе. В его основе лежит параметр, не подлежащий точному прогнозу, но, как ни смешно, именно от этого параметра, собственно, зависят и все остальные: случится ли промышленный рост или рецессия; обвалится ли рубль или, наоборот, укрепится; снизится ли инфляция или цены пойдут вверх; останется ли бюджет дефицитным или вернется к профициту?

Последнее, кстати, не кажется такой уж утопией. По оценке Алексея Кудрина, для этого нужно, чтобы среднегодовая цена нефти составила 95 долларов за баррель. Кто сказал, что такое невозможно - причем уже в 2011 году? Впрочем, с той же вероятностью можно говорить о том, что нефть окажется не на 20 долларов дороже, а на 20 долларов дешевле запланированного. Тогда от благостной картинки, нарисованной в правительственном прогнозе, останутся только рожки да ножки.