МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Удивительный, на первый взгляд, сделали вывод эксперты МВФ: российская экономика балансирует на грани перегрева. В последний раз о перегреве применительно к России экономисты говорили в конце 2007 - начале 2008 года. Но тогда этот процесс развивался на фоне потребительского и инвестиционного бума, высоких темпов экономического роста, несопоставимых с нынешними. Тогда, в 2007-м, перегреву предшествовали семь лет бурного развития, а теперь страна едва успела оправиться от кризиса.
Тем не менее говорить о том, что экономисты МВФ ошиблись, было бы неверным. Российская экономика начинает упираться в естественные - инфраструктурные и демографические - ограничения. Прямые инвестиции затруднены в силу необходимости конкурировать за доступ к воде, электричеству, транспортным сетям и, главное, квалифицированным кадрам.
Российские власти пока угрозу перегрева не считают существенной, хотя глава ЦБ Сергей Игнатьев признал: "Снижается безработица. В феврале 2012 года уровень безработицы с устраненной сезонностью составил 5,8%. Ниже он был только весной 2008 года, когда экономика, по мнению некоторых аналитиков, испытывала явный перегрев".
Самое интересное во всей этой ситуации заключается в том, что она является прямым следствием бурной активности государства на ниве борьбы с кризисом и модернизации экономики при помощи массированных госинвестиций. Неоднократно повторенный тезис о том, что спасение неэффективных государственных или "системообразующих" предприятий пагубно сказывается на эффективных, а государственные инвестиции вытесняют частные, начал обрастать доказательствами.
И отток капитала с этой точки зрения выглядит не чьими-то спекулятивными играми, а объективной реальностью: ожидаемая отдача от инвестиций слишком мала, а риски слишком велики, чтобы сегодня серьезно вкладываться в Россию. Более того, если бы вместо оттока сегодня наблюдался приток капитала, ничего хорошего в этом бы не было, поскольку это были бы в массе своей спекулятивные, "горячие" деньги, способные быстро надуть пузырь на валютном или фондовом рынке, а потом еще более стремительно его лопнуть, создав предпосылки к масштабному финансовому и экономическому кризису.
Радоваться тут, правда, особенно нечему. Раздувшийся под флагом модернизации госсектор перемалывает ограниченные ресурсы, практически не внося никакой лепты в развитие экономики, ведя страну к очередному системному кризису. И даже если правительство решит последовать рецепту МВФ и начнет сокращать ненефтяной дефицит бюджета, ограничивая темпы роста госрасходов, этого может оказаться недостаточным. Сегодня уже мало ограничить государственную экспансию в экономику. Для предотвращения катастрофы необходимо госсектор сокращать, параллельно создавая условия для частных инвесторов.
Выступая на научной конференции Высшей школы экономики, главный экономист "Сбербанка" Ксения Юдаева заметила: "У нас опять экономика стала государственной до безобразия". И прозвучали эти слова как приговор. Приговор тому курсу, который упорно пытаются проводить отечественные модернизаторы, раз за разом наступающие на одни и те же грабли.