Лидеры Евросоюза мучительно пытаются придумать очередной план спасения еврозоны: на конец недели в Брюсселе назначен очередной (который уже по счету) саммит ЕС
Архив NEWSru.ru
Лидеры Евросоюза мучительно пытаются придумать очередной план спасения еврозоны: на конец недели в Брюсселе назначен очередной (который уже по счету) саммит ЕС
 
 
 
Лидеры Евросоюза мучительно пытаются придумать очередной план спасения еврозоны: на конец недели в Брюсселе назначен очередной (который уже по счету) саммит ЕС
Архив NEWSru.ru

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:

Лидеры Евросоюза мучительно пытаются придумать очередной план спасения еврозоны: на конец недели в Брюсселе назначен очередной (который уже по счету) саммит ЕС, где участникам будет представлен новый текст соглашения.

На этот раз одними финансовыми вливаниями в "фонд спасения" дело не ограничится. От тех, кто захочет оставаться в валютном союзе, потребуется отказаться от части суверенитета в пользу бюджетного союза, а также внести изменения в Конституции, запрещающие принимать дефицитные бюджеты.

Еще одна мера, на которой вот уже больше года настаивает Германия, - реальные, действенные санкции против тех, кто нарушает установленные для участников еврозоны финансовые показатели.

Иными словами, речь в очередной раз идет о компромиссном решении. Полноценные "Соединенные штаты Европы" с единым (точнее, единственным) наднациональным или федеральным правительством создавать лидеры ЕС пока не готовы, и речь идет лишь об усилении Еврокомиссии, выполняющей пока отдельные функции правительства ЕС. Общий фискальный орган, который получит право сбора части налогов, также, по всей вероятности, будет действовать в рамках ЕК.

Проблемы, стоящие перед еврозоной, подобный проект может решить только одним способом: исключением наиболее слабых членов валютного союза. В самом деле, если задуматься над предложением Меркель ввести автоматические санкции против нарушителей финансовой дисциплины, выглядит оно довольно странно, если только речь не идет об исключении из валютного союза. Ну какие, к примеру, можно ввести экономические санкции против Греции, экономика которой и без того в глубокой коме, под "капельницей" внешнего финансирования. Обложи греков немцы с французами штрафом, так самим же придется увеличивать размер помощи, чтобы греки эти штрафы оплатить смогли. Снизь квоту Греции в Европарламенте или других европейских институтах, так им сейчас не до этих институтов: выполнение государством своих обязательств перед гражданами страны для правительства важнее какого-то представительства.

Таким образом, на предстоящем саммите ЕС участникам зоны евро будет предложен не столько план спасения, сколько форма "цивилизованного развода", над которой, по крайней мере в Германии, работают уже некоторое время. Достаточно вспомнить, что риторика Меркель в отношении "единости и неделимости" валютного союза этой осенью сменилась с "зона евро будет существовать в полном составе" до "необходимо выработать процедуру добровольного выхода желающих из валютного союза". Санкции, крайней из которых, скорее всего, будет исключение нерадивых аутсайдеров, дополнят процедуру добровольного выхода процедурой принудительного.

Выступая на прошлой неделе в Тулоне, президент Франции Николя Саркози заявил: "Реформировать Европу нужно немедленно. Если Европа не изменится достаточно быстро, мировая история продолжится без нее". Тут он, безусловно, прав. Необходимо попытаться спасти то, что еще поддается спасению, причем действовать нужно быстро. Долговой кризис распространяется со скоростью эпидемии, и сейчас уже все чаще ставится под сомнение кредитоспособность главных "спонсоров" валютного союза - Германии и Франции.

В начале недели международное рейтинговое агентство Standard&Poor'sпоставило на пересмотр долгосрочные суверенные рейтинги 15 из 17 членов валютного союза с негативным прогнозом, включая рейтинги Германии и Франции.

В этих обстоятельствах остается лишь напомнить сделанный неоднократно вывод: цивилизованный развод, предусматривавший исключение из валютного союза ряда аутсайдеров, мог бы сохранить единую европейскую валюту и даже сделать ее более надежной. В то время как попытка сохранить его в рамках всего союза в нынешней конфигурации может утащить в пучину финансового хаоса даже самых сильных.