Разговоры о том, что мир может накрыть новая волна кризиса, не менее разрушительная предыдущей, начались практически сразу после того, как мировая экономика начала оправляться после коллапса 2008 года
Архив NEWSru.ru
Разговоры о том, что мир может накрыть новая волна кризиса, не менее разрушительная предыдущей, начались практически сразу после того, как мировая экономика начала оправляться после коллапса 2008 года
 
 
 
Разговоры о том, что мир может накрыть новая волна кризиса, не менее разрушительная предыдущей, начались практически сразу после того, как мировая экономика начала оправляться после коллапса 2008 года
Архив NEWSru.ru

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:

Разговоры о том, что мир может накрыть новая волна кризиса, не менее разрушительная, чем предыдущая, начались практически сразу после того, как мировая экономика начала оправляться после коллапса 2008 года.

Фундаментальная причина неустойчивости глобальной экономики всегда была очевидной: дисбалансы, которые привели к американскому кризису, стартовавшему в 2007, и мировому, накрывшему всех остальных годом позже, не только никуда не делись, но и приобрели еще более угрожающие масштабы.

Причина была очевидна еще тогда: тот способ вытягивания национальных экономик и спасения финансовых систем, к которому прибегли практически все, без исключения страны, имел свою цену. И ценой этой стал непомерный, экспоненциальный рост госдолга.

Приняв на себя долги "системообразующих" банков, нарастив существенно госрасходы для того, чтобы стимулировать платежеспособный спрос и поддержать оставшуюся без заказов промышленность, правительства сделали проблему госдолга главным и единственным источником потенциальной угрозы. По сути, государственные финансы по всему миру стали последним бастионом, который отделяет планету от финансового хаоса.

О том, что следующий кризис будет связан не с крупными банками, а с погрязшими в долгах правительствами, многими экспертами и аналитиками говорится с 2009 года. Уже тогда стали появляться "слабые звенья". Сначала "зашатался" госфонд в Дубаи, который спасли многомиллиардными вливаниями богатые нефтью соседи, потом постоянным и неуклонно растущим поводом для треволнений стали Афины, за которыми последовали и другие "евроаутсайдеры".

Проблема госдолга США тоже обсуждалась, причем на самых разных уровнях, вплоть до саммитов "большой двадцатки", однако до нынешнего года ни у кого и никогда не возникало даже тени сомнений в том, что США при любых обстоятельствах будут обслуживать свои обязательства.

При этом также очевиден был и тот простой факт, что существующая финансовая архитектура, в основу которой положен доллар, устраивает все меньшее число участников. Причем США тоже далеко не в восторге от собственного статуса мирового должника и потребителя, за который приходится расплачиваться стабильным отрицательным сальдо платежного баланса.

Однако самое неприятное в сложившейся ситуации заключается в том, что надежды "подлатать" и перезапустить работавшую до кризиса систему, не принесли желаемых результатов.

Вопрос в том, чем грозит нынешняя волна кризиса и как она будет выглядеть. Падение фондовых рынков, переросшее в обвал после снижение кредитного рейтинга США, вызвано опасениями относительно перспектив роста американской экономики. А она и без того балансирует на грани рецессии.

С этим же связано и падение цен на нефть в Нью-Йорке. Рост кредитных ставок, после снижения кредитного рейтинга может ударить по перегруженной долгами экономике США и стать последней каплей, которая приведет к новой рецессии.

Очередной экономический спад в США ударит и по всему миру, поскольку американцы остаются крупнейшими потребителями, и снижение спроса с их стороны приведет к застою во всей мировой экономике.

Однако, судя по последним высказываниям денежных властей США, не исключено попытка в очередной раз залить разгорающийся кризис деньгами, включив печатный станок и запустив третью программу "количественного смягчения". Риск подобных действий довольно велик, поскольку доверие к доллару уже и без того сильно подорвано. Достаточно взглянуть на цену золота, побившего в понедельник очередной исторический рекорд.

Пока наиболее вероятным видится довольно длительный период "стагфляции" - стагнации мировой экономики, с которой правительства будут бороться при помощи все новых и новых денежных инъекций, что, в конечном итоге, приведет к тотальному обесценению денег.