МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Китай все более настойчиво продвигает юань в качестве новой мировой валюты. На днях министр торговли КНР Чэнь Дэмин заявил, что национальная валюта страны постепенно станет альтернативой доллару в мировой торговле.
Правда, при этом министр оговорился, что вступление юаня в клуб мировых валют - процесс длительный, и в ближайшем будущем монополия доллара в мировой торговле сохранится. "Говоря об интернационализации валюты, нам не хватает опыта и человеческих ресурсов, поэтому мы будем выполнять эту стратегию аккуратно", - заявил Чэнь Дэмин на 2-м Всемирном инвестиционном форуме.
В отличие от российских властей, которые еще до кризиса любили порассуждать о перспективах рубля в качестве мировой валюты, китайцы не ограничиваются громкими заявлениями.
Уже в прошлом году Пекин запустил эксперимент, разрешив ряду своих компаний экспортировать свою продукцию за юани. Параллельно был запущен механизм обмена национальными валютами (валютных свопов) между Народным банком Китая и рядом ЦБ по всему миру.
Пока это действительно, не более чем эксперимент: в первом полугодии объем внешнеторговых сделок, заключенных в юанях составил немногим более 10 миллиардов долларов. Для сравнения, всего за то же время Китай наторговал на 1,4 триллиона долларов.
Однако динамика процесса впечатляет. Во втором квартале оборот в юанях вырос вдвое по сравнению с первым кварталом, а первое полугодие показало 20-кратный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Причем, для продвижения своей национальной валюты Китай предпринимает серьезные усилия. Так, в августе целый ряд западных банков начал кампанию по популяризации юаня в качестве платежного средства при торговле с Китаем. Для тех, кто открывает счета в юанях, предлагаются льготные комиссии.
Кроме того, около месяца назад сеть ресторанов быстрого питания McDonald's разместила в Гонконге номинированные в юанях облигации, став первой иностранной компанией, решившейся выпустить "юаневые" облигации. Об аналогичном размещении подумывает и "Русал" Олега Дерипаски.
Это готовит почву к тому, что китайская валюта со временем может стать не только средством расчетов в международной торговле, но и мировой резервной валютой. Причем при наличии достаточного количества высоконадежных финансовых инструментов, номинированных в юанях, желающих добавить в резервы китайскую валюту будет много как среди центробанков, так и среди крупных пенсионных и страховых фондов. Поскольку стабильность юаня гарантирована давно уже перевалившими все разумные рамки золотовалютными резервами Китая, размер которых приближается к 2,5 триллионам долларов.
Распространяется китайская активность в деле продвижения юаня и на Россию. В ближайшее время в Шанхае начнутся торги в паре юань-рубль, а до конца года обещают аналогичные торги открыть и на ММВБ. Это, безусловно, сделает китайскую валюту более доступной, хотя уже и сейчас некоторые российские банки открывают и ведут счета в юанях.
Единственной "ложкой дегтя" во всем этом великолепии является тот факт, что юань до сих пор довольно жестко привязан к американскому доллару, и это сводит на нет его ценность в качестве резервной валюты. Правда, по словам китайского министра торговли, его страна делает упор на стабилизацию экспорта и наращивание импорта. Чему вполне может помочь укрепление юаня. А это значит, что постепенная либерализация китайского валютного рынка и "отвязка" от доллара может ускориться. Тогда и можно будет говорить о новой мировой валюте.