МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Резкий рост активности частных инвесторов, торгующих непосредственно на биржах, и отток средств из паевых фондов вызвал однозначно негативную реакцию профессиональных участников рынка. Однако главная причина того, что инвесторы берут управление рисками в собственные руки - непрофессионализм многих "профессиональных" управляющих.
Недавно один из новых "экономических гуру" - почетный профессор Политехнического института Нью-Йоркского университета Нассим Талеб, еще в 2006 году довольно точно предсказавший развитие кризиса, предложил "загрузить" в мире новую версию капитализма - капитализм 2.0.
Талеб сформулировал 10 правил, на которых он должен основываться. Одно из правил гласит: "Человеку, разбившему школьный автобус, не стоит доверять новый. С крахом системы экономический истеблишмент утратил легитимность. Безответственно и безрассудно надеяться, что эти "эксперты" вытащат нас из ямы".
И еще оттуда же: "Не позволяйте тем, кто работает за бонусы, управлять АЭС или вашими финансовыми рисками. Сто к одному, что они пренебрегут безопасностью ради прибыли".
Очевидно, частные инвесторы в России вполне самостоятельно смогли сделать аналогичные выводы. Об этом свидетельствуют данные основной российской фондовой площадки, биржи ММВБ: в марте объем сделок физических лиц на рынке акций немного не дотянул до триллиона рублей и составил 999,8 миллиарда, что является максимумом с мая прошлого года и сопоставимо с докризисными показателями. С 1 сентября число уникальных клиентов брокеров выросло на 22%, до 592,6 тысячи человек.
При этом, по данным Национальной лиги управляющих, в марте (без учета данных за последний день месяца) из паевых инвестиционных фондов было выведено 1,3 миллиарда рублей.
Профессиональные управляющие и штатные аналитики единодушно кривятся: на рынок пришли низкоквалифицированные спекулянты, которые хотят по-быстрому заработать денег, и при малейших признаках разворота тенденции к росту, они также стремительно с рынка убегут.
Между тем процесс скорее позитивен. Он, по крайней мере, свидетельствует о том, что частные инвесторы перестали слепо доверяться "профессионалам", которые всю первую половину прошлого года практически единодушно обещали 2500-3000 по индексу РТС в конце года, а в начале года всячески предостерегали от покупок на фондовом рынке, прогнозируя тестирование новых минимумов.
Инвесторы доверяют деньги профессионалам и платят им комиссии - а иногда и процент от прибыли - именно для того, чтобы те, постоянно отслеживая рыночную и экономическую ситуацию, контролировали риски. Однако результаты работы многих паевых фондов (справедливости ради, следует отметить, что далеко не всех) оказались даже хуже, чем результаты, показанные индексом ММВБ.
Когда на растущем рынке паи фондов отстают от индекса, это еще можно понять: фонды акций часть средств держат в наличности для расплаты с клиентами, погашающими паи, часть денег размещена в более консервативных инструментах. Но когда паи проигрывают индексу на падающем рынке, объяснить это можно только низкой квалификацией управляющих.
Есть еще один положительный момент в том, что "частники" берут управление собственными инвестициями в собственные руки. Мелкие инвесторы более мобильны, чем фонды, особенно крупные, и самостоятельная торговля позволяет им более оперативно фиксировать прибыль или ограничивать собственные убытки. В условиях, когда ситуация продолжает оставаться неопределенной, это огромный плюс. Кроме того, полезно это и для рынка, что бы ни говорили "профессионалы": когда на рынке действует большое число мелких агентов, он гораздо более устойчив, чем взаимная торговля десятка "акул", которые, продавая (добровольно или вынужденно) крупные пакеты акций, провоцируют обвалы, подобные прошлогодним.
Наконец, рост числа частных биржевых спекулянтов свидетельствует о том, что люди начали проявлять больше интереса к тому, что, как и почему происходит в экономике и на фондовом рынке. Пережив шок, инвесторы (по крайней мере, некоторые) начали думать и анализировать. А это всегда полезно.