"Битва за бюджет" стала хорошей российской традицией, своего рода игрой, правила которой известны и понятны, а игроки привычно исполняют выученные много лет назад роли
Архив NEWSru.ru
"Битва за бюджет" стала хорошей российской традицией, своего рода игрой, правила которой известны и понятны, а игроки привычно исполняют выученные много лет назад роли
 
 
 
"Битва за бюджет" стала хорошей российской традицией, своего рода игрой, правила которой известны и понятны, а игроки привычно исполняют выученные много лет назад роли
Архив NEWSru.ru

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:

"Битва за бюджет" стала хорошей российской традицией, своего рода игрой, правила которой известны и понятны, а игроки привычно исполняют выученные много лет назад роли. Ответственный за верстку финансового плана страны Минфин каждую весну начинает с поиска дополнительных доходов и мест, где государство относительно безболезненно могло бы сократить расходы.

Глава министерства вице-премьер Алексей Кудрин пугает граждан прорехой в пенсионном фонде и неизбежностью повышения пенсионного возраста, резкого повышения налога на недвижимость или введения каких-либо дополнительных поборов.

Спаситель-премьер своего зама опровергает и предлагает тому поискать деньги в другом месте, уверяя переполошившихся граждан в нерушимости взятых на себя государством социальных обязательств. Минфин традиционно повышает налоговую нагрузку на бизнес и, скрепя сердце соглашается пересмотреть в сторону повышения среднегодовой прогноз стоимости нефти, а иногда и вовсе предлагает сократить расходы на содержание госаппарата.

С некоторых пор в эту игру включился еще один игрок - президент, а к социальным обязательствам добавилась еще одна "священная корова" - модернизация. Страна у нас, если верить президенту, отсталая, ориентированная на экспорт сырья, и без модернизации просто не выживет. Поэтому расходов на это благое дело с некоторых пор принято не жалеть - шутка ли, дело идет о выживании страны.

Одним из направлений модернизации, безусловно, являются информационные технологии. Причем, увлечение информатизацией чиновничества началось еще с 2000 года - тогда эту идею в правительстве Касьянова активно продвигал "суперминистр" Герман Греф. Его стараниями появились программы "Электронное правительство" и "Электронная Россия".

Последняя, кстати говоря, заканчивается в этом году и, к Новому году, если верить утвержденному правительством паспорту программы, будет "обеспечено комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, стандартизованного электронного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности ... будет завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам".

Одним словом, еще четыре с половиной месяца, и Россия станет информационней некуда. В правительстве, правда, так не считают. "Освоив" 100 миллиардов государственных рублей (изначально планировалось потратить 77 миллиардов, причем только 40 из них - из бюджета), чиновники решили интенсифицировать процесс и потратить еще 600 миллиардов. Теперь в электронной России будет строиться "Информационное общество" - так будет называться новая программа, которую министерства и ведомства, не щадя живота, будут претворять в жизнь до 2017 года.

Примеры того, как и на что тратятся деньги министерствами и ведомствами, в изобилии приводит газета "Время новостей", причем примеры весьма красноречивые, недвусмысленно раскрывающие механизм "распила" бюджетных средств. Читать после этого, что Минфин в результате широко распиаренной программы сокращения госаппарата сэкономит 43 миллиарда рублей, просто смешно.