МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Результаты проверки госкорпораций, о которых генпрокурор Юрий Чайка публично доложил президенту Дмитрию Медведеву, ни для кого не стали неожиданными. Практически повсеместно были выявлены финансовые нарушения, а по фактам. выявленным в "Ростехнологиях" было возбуждено два десятка уголовных дел.
Из семи действующих на сегодняшний день госкорпораций генпрокурор умолчал лишь об одной - любимом детище президента "Росатоме", глава которого Сергей Кириенко сумел убедить Дмитрия Медведева в том, что ядерные технологии могут стать одним из главных элементов будущего модернизационного и технологического прорыва. И промолчать о результатах проверки "Росатома" через три с половиной месяца после того, как президент с главой госкорпорации делили мировой ядерный рынок. со стороны генпрокурора было в высшей мере предусмотрительно.
Впрочем, не о том речь. Судьба госкорпораций фактически была предрешена еще в августе, когда Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и начальнику своего контрольного управления Константину Чуйченко провести проверку их финансовой деятельности.
Более того, не дожидаясь результатов проверки, в конце октября Медведев на встрече с представителями крупного бизнеса недвусмысленно заявил, что госкорпорации еще какое-то время поработают, "но в конечном счете встанет вопрос: или акционерное общество, или ликвидация деятельности".
Так что глава контрольно-ревизионного управления администрации президента, которое вместе с прокуратурой проверяло госкорпорации, Константин Чуйченко, говоря о том, что госкорпорации, работающие в конкурентной среде, должны быть преобразованы в иные организационно-правовые формы, в том числе в акционерные общества. просто повторил слова своего непосредственного начальника.
Новость, безусловно, отрадная. О том, что органихационно-правовая форма акционерного общества более прозрачна и понятна, таит в себе для менеджмента гораздо меньше "соблазнов" и, в конечном итоге, более эффективна с точки зрения достижения более ощутимых экономических результатов при помощи разумных финансовых вложений, писалось уже не раз.
Однако если государство гораничится простой сменой организационно-правовой формы госкорпораций, оставив неизменными их цели и средства достижения этих целей, эффект будет "косметическим". Как показывает российская практика, простое акционирование не гарантирует ни от госмонополии, ни от принятия политически мотивированных решений в ущерб экономическим интересам общества.
РАО "РЖД" так и осталась 100-процентной госмонополией, а наличие миноритарных акционеров в "Газпроме" не страхует акционеров от того, что правительство регулярно использует газовую корпорацию в политических целях, в результате чего акционеры получают меньше прибыли. Правда это компенсируется привелегированным положением "Газпрома", который, по сравнению с нефтяными компаниями, серьезно недоплачивает в бюджет.
Пока все нынешние изменения в судьбе госкорпораций касаются лишь их формы и не затрагивают сути. Президент, возглавивший "крестовый поход" на неэффективную организационно-правовую форму, нигде ни словом не обмолвился об отказе от идеологии, которая подразумевает, что госкорпорации (как бы они ни назывались) станут опорной силой модернизации страны. А значит авторитарная модернизация, которую вот уже три года пытаются запустить Путин с Медведевым, все еще остается на повестке дня, несмотря на то, что этот эксперимент давно пора признать неудачным.