МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
В прошлом году для того, чтобы сохранить свои сбережения, российским гражданам пришлось изрядно попотеть. Традиционный рецепт - поделить деньги пополам и положить в банк на депозиты в долларах и евро - дал сбой. Убыток от такой операции в реальном выражении составил в среднем почти 10%, учитывая уплаченные банками проценты. Не сильно выиграли и любители рублевых вкладов: доходность банковских депозитов опустилась ниже уровня инфляции, а значит даже в банке деньги обесценились.
Зато инвесторы были вознаграждены, причем в принципе было даже не особенно важно, во что вкладываться - в акции, паевые фонды, драгоценные металлы, товарные контракты или даже недвижимость, которая начала довольно устойчиво расти, по крайней мере, в России.
Результат вполне предсказуемый и ожидаемый. Более того, если посмотреть на результаты 2009 года, можно увидеть весьма схожую картину - фондовые и товарные рынки по доходности оставили далеко позади банковские депозиты. Тогда, правда, проценты, которые платили банки, были выше инфляции, и, доверив деньги банку, можно было, по крайней мере, спасти их от обесценения.
Теперь ситуация иная. Понятия "твердая" или "надежная" валюта сегодня едва ли применима к денежным знакам любой страны. Даже такая по российским меркам "экзотика", как японская йена или швейцарский франк - обе валюты вплотную приблизились к историческим максимумам или обновили их по отношению как к доллару, так и к евро, - с большой натяжкой можно назвать надежными. Власти обеих стран не раз выражали серьезную озабоченность укреплением национальных валют, а минувшей осенью Банк Японии и Швейцарский национальный банк проводили даже масштабные интервенции, чтобы остановить удорожание франка и йены.
Зато фондовые рынки демонстрируют бурный рост, причем большинство мировых индексов отыграли все потери "острой фазы" кризиса и вернулись к значениям конца 2007 - начала 2008 годов. Аналогичная картина и на рынке нефти. Баррелю марки Brent до "круглых" 100 долларов (этот рубеж был впервые взят в начале 2008 года), осталось прибавить полтора доллара.
Некоторые аналитики считают, что на товарных и фондовых рынках снова надулись "пузыри", которые неминуемо лопнут, как это уже произошло полтора года назад. В пользу этой версии говорит тот факт, что мировая экономика далека от восстановления. И если в 2008 году речь шла о необоснованно завышенных ценах на активы, то теперь это еще более очевидно.
Уязвимое тместо этой логики заключается в том, что она совершенно не принимает во внимание очевидного факта: повторения кризиса ликвидности, который привел к цепной реакции на финансовых, фондовых и товарных рынках в 2008 году, в обозримом будущем можно не опасаться. "Печатные станки" пущены в ход уже всеми экономически значимыми странами, и допечатать еще триллион-другой, чтобы предотвратить повторение финансового коллапса, вылившегося в тяжелую рецессию, никакого труда не составит.
Более того, щедрость центробанков сейчас уже носит вынужденный характер, поскольку антикризисные меры слишком дорого обошлись государственным финансам, и теперь решить проблему госдолгов и бюджетных дефицитов, не прибегая к эмиссии, просто невозможно.
Даже Европейский ЦБ, длительное время сопротивлявшийся внедрению американской практики массированного выкупа гособлигаций за счет эмиссии, скупает облигации стран-аутсайдеров еврозоны, чтобы предотвратить развитие долгового кризиса.
Стабилизация государственных финансов США, Великобритании, стран европейского валютного союза, займет не один год, и это будут годы вынужденной щедрости центробанков, причем изрядная часть денег, которые будут напечатаны, пойдет на фондовые и товарные рынки.
Поэтому речь сейчас идет скорее не о надувании пузырей, а об "инфляции активов" или глобальном обесценении денег, выходе на новые ценовые уровни. Этот процесс, конечно, будет сопровождаться коррекционными падениями, но исторические максимумы будут регулярно обновляться, а каждый локальный минимум будет выше предыдущего. Так что деньги стали одним из самых ненадежных средств сохранить свои сбережения.