МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru
Архив NEWSru.ru
МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru
 
 
 
МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru
Архив NEWSru.ru

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:

Агентство Moody's предрекает экономикам Греции и Португалии медленную смерть. Причина - госдолг и бюджетный дефицит, который этот долг только увеличивает.

Греция и Португалия, а также Ирландия и Испания рискуют повторить судьбу Латвии, которую МВФ спасает от дефолта в обмен на жесточайшее урезание госрасходов, прежде всего в социальной сфере. Побочным эффектом этой проводимой под давлением международных экспертов политики станет длительная стагнация: стимулировать внутренний спрос правительство Латвии не имеет возможности, а на мировом рынке все еще не преодолен кризис перепроизводства.

Экономические проблемы уже выливаются в социальное недовольство, которое в любой момент может закончиться взрывом. В Греции, где и без того политическая обстановка далека от стабильной, повторение латвийских "реформ" вне всяких сомнений приведет к смене политического режима, причем далеко не факт, что мирным путем.

Однако если евроаутсайдеров Евросоюз и/или МВФ спасти еще могут, то более крупных должников - едва ли. Между тем, спасение финансового сектора и экономики в целом за счет наращивания бюджетного дефицита и увеличения госдолга - практика, к которой в большей или меньшей степени в 2008-2009 годах прибегли все без исключения страны мира.

Госдолг Японии вырос до рекордных для экономически значимых стран 200% ВВП. Не намного лучше обстоят дела в Великобритании и США: Financial Times уже открыто пишет о том, что Соединенным Штатам было бы полезно обанкротиться, а глава крупнейшего в мире фонда облигаций Билл Гросс предостерегает инвесторов от покупки японских, американских и британских гособлигаций.

Несмотря на все заверения властей ведущих мировых держав о стремлении приведения бюджетных дефицитов к "приемлемым" уровням, они вряд ли решатся на введение режима строгой экономии и радикального сокращения социальных расходов, поскольку такая политика чревата затягиванием кризиса и политической смертью лидера, который попытается ее проводить.

Единственная возможная альтернатива, которая уже полным ходом реализуется крупнейшими мировыми должниками, - финансирование бюджетного дефицита и обслуживания госдолга за счет печатного станка. Страны-кредиторы с этим мирятся, позволяя себя убедить разговорами об "экстренном" и временном характере своих действий.

Однако самый острый момент кризиса миновал еще в прошлом году, мировая экономика начинает восстанавливаться, и никакого форс-мажора вот уже более полугода не наблюдается. Пора заканчивать скупку национальными центробанками долговых обязательств собственных правительств.

Именно этого момента с трепетом ждут инвесторы по всему миру, поскольку далеко не очевидно, что кто-то еще будет способен заменить центробанки в роли покупателя госбумаг.

Проблема госдолга перестала быть проблемой отдельных стран и превратилась в угрозу, которая нависла над всей мировой экономикой. Она требует системных и скоординированных решений, и можно не сомневаться, что вопросы банковского регулирования или борьбы с офшорами отойдут на второй план на следующем саммите "Большой двадцатки", который состоится в Торонто в июне этого года.

Страны-кредиторы во главе с Китаем потребуют приемлемого решения проблемы госдолга, прежде всего - 12-триллионного американского. Причем игнорировать требования Китая, который, по некоторым оценкам, вышел по размерам ВВП на второе место в мире, будет невозможно. Вряд ли получится и отделаться обещаниями привести в порядок госфинансы.

Наступивший год скорее всего станет годом жестких политических баталий между странами-должниками и странами-кредиторами. Результатом этих баталий может стать радикальное изменение расстановки сил в мировой экономике.