Присоединение Украины к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси принесет ей выгоду в размере 6,5-9 миллиардов долларов в год
Вести
Присоединение Украины к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси принесет ей выгоду в размере 6,5-9 миллиардов долларов в год
 
 
 
Присоединение Украины к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси принесет ей выгоду в размере 6,5-9 миллиардов долларов в год
Вести

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой бизнес":

Присоединение Украины к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси принесет ей выгоду в размере 6,5-9 миллиардов долларов в год.

Такая оценка была высказана Путиным накануне его официального визита в Киев в нынешний вторник. На столь весомые дивиденды украинская сторона сможет рассчитывать благодаря открытию рынков и снятию ограничений во взаимной торговле, главным образом благодаря снижению стоимости российских энергоносителей.

Разумеется, подобное предложение звучит для украинской стороны крайне соблазнительно, учитывая, насколько чувствительна местная экономика к стоимости импортируемого топлива, прежде всего природного газа, на который завязана вся местная металлургия и химия. Неслучайно цена голубого топлива все последнее время оставалась одной из важнейших тем и одним из главных раздражителей в российско-украинских отношениях.

Как известно, в своих переговорах с "оранжевой" администрацией по газу Россия занимала крайне жесткую позицию, которая смягчилась лишь с приходом к власти "лояльного" Москве Виктора Януковича. Ровно год назад стороны договорились о том, что Украина будет получать 30-процентную скидку в размере 100 долларов за тысячу кубометров при цене российского газа более 330 долларов, что позволило бы ей сэкономить порядка 40 млрд долларов в течение десяти лет. Ответным "подарком" России тогда стало продление срока аренды базы Черноморского флота РФ в Севастополе сразу на четверть века.

Но даже эта цена не совсем устраивает современную Украину, испытывающую серьезные проблемы с наполнением бюджета. В частности, еще прошлым летом Киев договорился о получении кредита на 15,2 млрд долларов от МВФ, одним из главных условий выделения которого стало существенное повышение цен на газ для населения.

В этой связи не приходится удивляться тому, что переговоры премьера Путина с его украинским коллегой Азаровым во вторник шли вокруг газовой темы, увязанной с возможностью вступления Украины в Таможенный союз. Собственно, еще накануне визита Путина в Киеве и не скрывали, что хотели бы получить новые скидки на российский газ, а также твердые гарантии на объемы его транзита в Европу через свою территорию. Очевидно в качестве компенсации Киев сообщил о возможности создания совместного предприятия между "Газпромом" и "Нафтогазом", о чем еще недавно в Москве могли только мечтать, а также допуске российских компаний к модернизации украинских газотранспортных сетей.

По вопросу о вступлении в Таможенный союз позиция украинской стороны в последнее время визуально также смягчилась. Лишь в декабре президент Янукович, по сути, открестился от этой идеи на основании членства Украины в ВТО. Однако на прошлой неделе он же заявил о готовности своей страны вступить в ТС по формуле "три плюс один", при этом оговорившись, что планы присоединения Украины к зоне свободной торговли с ЕС тоже остаются в силе.

Последнее обстоятельство, способное если не отменить, то существенно осложнить включение Киева в российский интеграционный проект, равно как и четко наметившийся в последние годы европейский крен Украины, очевидно, не устраивает Москву, даже если она не говорит об этом вслух. При этом включение Украины в ТС, который должен стать базой для дальнейшей более глубокой экономической интеграции на пространстве СНГ, видится едва ли не последним шансом России удержать Киев в сфере своего влияния.

Ставки в этой игре действительно высоки. А газ, по сути, остается единственным рычагом, с помощью которого Москва может и, кажется, твердо намерена добиваться существенных гарантий соблюдения своих интересов. И таких гарантий в минувший вторник Россия, судя по всему, не получила. Чем иначе объяснить сделанное в среду заявление Путина о том, что условия действующего газового контракта с Украиной (пока?) не пересматриваются?

Жесткая позиция России здесь, думается, вполне оправданна. Особенно если учесть, что печальный опыт на этот счет у нас уже имеется - Беларусь, которая все эти годы успешно обменивала дешевый российский газ на обещания, при том что ни реального единого экономического пространства, ни тем более общей валюты, у нас как не было, так и нет.

Отрадно, что в переговорах с украинскими партнерами время работает на Москву - пока в Киеве думают, "Северный поток" продолжает строиться. Так или иначе, в конечном итоге, Россия не может позволить себе проиграть битву за Украину, хотя победу (пока еще вовсе не очевидную) придется оплатить огромной ценой. По счастью, на этот раз выраженной не в человеческих жизнях, а в денежном эквиваленте.