МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Среди описаний причин финансового кризиса, который накрыл США еще в 2007 году, а до России докатился лишь годом позже, наиболее распространенной является следующее: в первой половине нового тысячелетия на рынках - недвижимости, фондовых, кредитных, рынке производных финансовых инструментов - надулись "мыльные пузыри", которые, лопаясь один за другим, вызвали цепную реакцию. едва не похоронившую под собой мировой финансовый сектор, а вместе с ним и всю экономику.
Аналогично объясняют и то, что происходило на российском фондовом рынке - лопнул "пузырь". И тут впору задуматься о терминах. Если речь идет о "пузыре" - аномально и неоправданно высоких ценах на что бы то ни было, то совершенно непонятно, почему эти цены возвращаются на эти "аномальные" уровни так быстро. Российский фондовый рынок уже отыграл потери, которые он понес после биржевого краха сентября 2008 года.
Непонятно и другое: отчего при "нормальных" ценах и котировках образца октября 2008 - февраля 2009, когда нефть стоила 40 долларов за баррель, а индекс РТС, разменявший на минувшей неделе 1500 пунктов, - был ниже 500 пунктов, мировая и российская экономика была в глубоком штопоре, а по мере надувания новых "пузырей" стала из этого штопора выходить и даже пытается расти.
Более того, можно не сомневаться, что едва на горизонте замаячит угроза "нормализации" цен и котировок, правительства и Центробанки по всему миру приложат максимум усилий к тому, чтобы "пузыри", не дай бог, опять не лопнули. Несмотря на все заявления о решимости не допустить их надувания, которой регулярно потчую главы государств и правительства своих избирателей поврозь и совместно - на саммитах "большой двадцатки".
Следует отметить, что мир далеко не в первый раз сталкивается с пресловутыми "мыльными пузырями". Классический и наиболее свежий пример - крах "новой экономики" - рынка акций интернет-компаний в 2000-2001 годах. Если взглянуть на график индекса Nasdaq, в который было включено большинство компаний, несложно увидеть, что к своим максимальным значениям - выше 5000 пунктов - он за прошедшие почти 10 лет так и не поднялся.
В то же время индекс Доу, где по всеобщему убеждению "пузыря" не было, восстановился относительно быстро, и к 2006 году нарисовал новый максимум, а к началу нынешнего кризиса вырос еще на четверть.
И еще одна деталь: лопнувший на рубеже тысячелетий "интернет-пузырь" не привел к тем проблемам, которые наблюдались в прошлом-позапрошлом году даже в американской экономике, а мир и вовсе продолжил рост, как ни в чем не бывало.
Очевидно, то, что было "аномалией", затронувшей отдельно взятый и далеко не самый крупный сектор американской экономики, распространившись на всю мировую экономику, стало нормой, к которой следует стремиться, чтобы не останавливались заводы и фабрики, оставляя без работы рабочих и менеджеров, чтобы не лопались банки, оставляя акционеров и вкладчиков без средств к существованию.
Когда "пузыри" надуваются повсеместно, это уже не "пузыри", а обесценение денег. И когда деньги начинают резко дорожать, происходит это повсеместно, запуская дефляционную кризисную спираль, о которой писалось уже достаточно много, и которой экономисты и политики боятся больше всего.
Деньги продолжат обесцениваться, причем не отдельно взятые доллары, йены, рубли или тугрики, а деньги как таковые. Этот сценарий очевиден и наиболее вероятен, поскольку сегодня самым большим "пузырем" или, если угодно, "кредитной пирамидой", стал госдолг.
А а у государств всегда есть возможность допечатать еще денег, чтобы расплатиться по долгам, а заодно и выполнить взятые на себя социальные обязательства и оплатить другие функции государства (оборону, правопорядок, и т.д).
И пока финансовые или товарные активы растут, они оттягивают на себя значительную часть этих денег. Проблема лишь в том, что рост сырья, инвестиции в которое рассматриваются инвесторами как защита от обесценения денег, рано или поздно выливается и в подорожание товаров. А значит высокой инфляции в ближайшие годы никуда не деться. Защититься же от нее можно, инвестируя часть сбережений.