МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
На экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент Медведев в очередной раз выступил с программными заявлениями, которые в значительной степени отличаются от того, что президент говорил раньше. Впервые президент озвучил программу, за которую не стыдно было бы и проголосовать.
Налицо очевидный либеральный разворот: одним из наиболее весомых тезисов Медведева стал уход от госкапитализма, расширение масштабов приватизации. По сути, президент окончательно отказался от идеи механической модернизации российской экономики за счет массированных госинвестиций и вливаний бюджетных средств.
Стоит отметить, что до недавнего времени подобный подход отстаивал вице-премьер министр финансов Алексей Кудрин, которому оппонировали советник президента Аркадий Дворкович и замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Показательно, что Медведев в своей речи не стал говорить о реиндустриализации, зато упор сделал на развитии финансовых рынков и либерализации рынка ценных бумаг.
Еще один "кудринский" тезис, озвученный в программной речи Медведева, - возврат к накоплению нефтяных сверхдоходов в Стабфонде, что, помимо увеличения устойчивости российской экономики к нефтяным шокам, позволит снизить нефтяную зависимость и повысить рентабельность ненефтяных отраслей экономики (за счет искусственного снижения рентабельности сырьевых отраслей).
Иными словами, Медведев, прямо об этом не говоря, предлагает вернуться к политике, которая наиболее последовательно проводилась Германом Грефом и Алексеем Кудриным в начале прошлого десятилетия (вплоть до создания в госкорпораций и разделения Стабфонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния).
При этом неверно было бы сделать вывод о том, что Медведев полностью принял точку зрения правительства по ключевым вопросам, отказавшись от его критики. В частности, президент раскритиковал высказывавшуюся Путиным идею "пятилеток", а также призвал к новой административной реформе, фактически признав неплодотворной идею "ручного управления". Ускоренная, "прорывная" модернизация по-прежнему на повестке дня, однако средства для ее достижения принципиально иные.
Интегрировав в свою программу ключевые тезисы, в последние месяцы высказывавшиеся министром финансов Кудриным (за исключением, разве что, непопулярной идеи повышения пенсионного возраста), Медведев, очевидно, пытается либо заручиться поддержкой ключевого министра в нынешнем кабинете в борьбе со своим потенциальным соперником - Владимиром Путиным, - либо (что более вероятно) привлечь на свою сторону силы, недовольные авторитаризмом Путина, но поддерживающие либеральные идеи Кудрина.
Более того, Медведев стремится критиковать действия правительства именно с либеральных позиций. Чего стоит оброненное им: "Правительство представило предложения по графику приватизации крупных компаний. Реализация этих планов, безусловно, необходима, но они слишком скромны".
Проблема заключается в том, что взгляды российского президента на экономическую политику за время его пребывания у власти несколько раз серьезно менялись, и теперь не совсем понятно, действительно ли он собирается делать все то, о чем говорит, или это не более чем предвыборная риторика, причем направленная больше на западных инвесторов, чем на российских граждан.
Не менее важным является вопрос о том, достанет ли у Медведева времени и политической воли, чтобы столкнуть страну с рельс госкапитализма, провести массовую приватизацию, серьезную административную и политическую реформу.