МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Министр финансов Алексей Кудрин, отчитываясь перед Думой об исполнении бюджета за прошлый год, в очередной раз напомнил об архинеприятной дилемме, перед которой встанет следующее правительство. "Если мы отказываемся от повышения пенсионного возраста, значит, мы должны будем повышать налоги", - заявил вице-премьер, добавив, что окончательное решение о том, какое из двух зол меньшее, еще не принято.
В устах любого другого политика подобное заявление перед выборами означало бы политическое самоубийство, но Кудрин - профессионал, доказавший свою состоятельность, приведя страну к мировому кризису с профицитным бюджетом и весьма впечатляющими резервами. Именно этим он для нынешних правителей и ценен. Ему не идти на выборы в составе какой-то партии, и если он получит пост в следующем правительстве, то именно благодаря своему профессионализму и способности озвучивать неприятные проблемы, предлагать способы их решения и жестко настаивать на своем мнении.
К тому же уверенность министра финансов в том, что пенсионную проблему откладывать не получится, базируется не на отвлеченных прогнозах, вроде цены на нефть или темпов роста ВВП, а на той демографической ситуации, которая уже сложилась в России. Тут возможен достаточно точный долгосрочный прогноз. Например, уже сейчас можно со 100-процентной уверенностью сказать про Россию 2029 года: россиян 1970-2011 года рождения, которые к тому моменту будут пребывать в трудоспособном возрасте, не прибавится (если, конечно, власти к тому времени радикально не пересмотрят миграционную политику и не откроют страну для всех желающих).
И если взглянуть на официальные данные Росстата по численности и составу населения, наглядно видно, что страна стоит на пороге "демографической ямы": на пенсию начинает выходить многочисленное поколение 1951-1961 года рождения, а в трудоспособный возраст вступает весьма немногочисленное поколение 1990-х.
Первый пик демографической нагрузки придется примерно на 2020-2025 год. Но и после ситуация серьезно не улучшится - количество пенсионеров, которые будут приходиться на 1000 работников, продолжит расти.
Но если с точки зрения демографии страна только начинает "скатываться в яму", то пенсионная система уже трещит по швам. Выступавший в Думе после Кудрина председатель Счетной палаты Сергей Степашин озвучил шокирующую цифру: в прошлом году на покрытие дефицита Пенсионного фонда России из бюджета было выделено 1,3 триллиона рублей. Для сравнения: все (включая и нефтегазовые) федеральные доходы в прошлом году составили 8,3 триллиона, а дефицит бюджета составил 1,8 триллиона. Комментировать тут нечего, пенсионная система нуждается в очередной реформе.
Что делать, было очевидно еще в 1997 году, когда рождалась концепция перехода к накопительной пенсионной системе, при которой каждый работник копит в течение всей трудовой деятельности собственную пенсию, и в 2001-м, когда реформа, предусматривавшая постепенное увеличение индивидуальной накопительной составляющей, была запущена. Правда, очень скоро реформа начала корректироваться. Сначала из нее были выключены представители более старшей возрастной группы. и остались только те, кто был рожден после 1966 года. Потом от постепенного увеличения накопительной составляющей и вовсе отказались, и система "зависла" в промежуточном, недоделанном виде, который ни накапливать пристойные суммы не позволяет, ни существующих пенсионеров достойно содержать не может.
Правительство же пока предпочитает принимать решения, которые позволят временно снизить напряженность проблемы дефицита Пенсионного фонда за счет снижения индивидуальной составляющей, но в перспективе только усугубляют проблему.
На что при таком подходе смогут рассчитывать нынешние сорокалетние - поколение, которое первым начнет получать накопительную часть пенсии, - думать не хочется. Демографическая проблема стоит не только перед Россией, большинство развитых стран с ужасом смотрит в не столь уж и отдаленное будущее. Однако России повезло с нефтяными ценами, и не воспользоваться этим везением для перехода к накопительной пенсионной системе - преступление.