МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Планы спасения российского автопрома становятся все более фантастическими и опасными. Реализация стратегии, разработанной иностранными консультантами по заказу правительства, не только ударит по карману налогоплательщиков и фактически лишит выбора покупателей автомобилей в России, но и пагубно скажется на долгосрочных перспективах российского автопрома.
Разработку планов спасения стратегической отрасли правительство заказало компании Boston Consulting Group, и иностранные консультанты представили три сценария развития российской автомобильной отрасли - иннерционный (то есть никуда не годящийся), сценарий, предполагающий модернизацию российского производства в партнерстве с крупными иностранными автоконцернами, а также план превращения России в крупного экспортера автомобилей.
Звучит более чем заманчиво. Нужно "всего каких-то" 25 миллиардов евро, два десятка лет активной работы государства по освоению этих миллиардов в партнерстве с крупными автоконцернами (в первом случае эти инвестиции будут осуществлять государство и сами предприятия в равных долях, а во втором обязанность инвестировать возлагается напрямую на государство, при этом 75% средств составит прямое госфинансирование, а остаток будет выдан в виде госгарантий), и уже к 2020 году россияне поголовно пересядут на автомобили отечественного производства. А к 2030 году Россия станет крупным экспортером автомобилей.
Правда, от правительства требуются не только деньги - это бы еще полбеды. В свете нынешних цен на нефть ради достижения такой амбициозной цели можно было бы и больше наскрести. Но одним из краеугольных камней реализации планов Boston Consulting Group является повышение пошлин на автомобили иностранного производства с нынешних 30% до 40% (в случае реализации программы партнерства) или 80% (для превращения в крупного экспортера). Повышать пошлины предлагается не навсегда - к 2020 году их можно будет вернуть к нынешним 30%.
Опубликованный в "Ведомостях" текст доклада изобилует цифрами и графиками, выглядит вполне научно и убедительно.
Впрочем, не нужно обладать какими-то особыми аналитическими способностями, чтобы сделать вывод о том, что введение 80-процентной - по сути, заградительной - пошлины на иномарки позволит российскому автопрому "отвоевать" отечественный рынок у иностранных концернов. Те же из них, кто захочет продавать автомобили в России, вынуждены будут налаживать тут производство.
Про россиян, которые два десятилетия будут "приговорены" ездить на автомобилях российской сборки, слушать никому не интересно, в конце концов, потерпят ради благородной цели и светлого будущего. Даже в привыкшем к правому рулю Приморье рано или поздно смирятся и научатся ездить на отечественных "Ладах" и "Камазах".
А вот с иностранными партнерами, долю которых, ко всему прочему, предлагается ограничить 50% (остальные 50% должны быть у государства), может выйти накладка. Как-то не очень они рвутся развивать российское автомобилестроение, внедрять современные технологии, устанавливать современное оборудование и делать еще много разных вещей, которые, по идее, должны бы делать, чтобы завоевать место на российском рынке.
Видимо, проблема в том, что не только Россия озабочена тем, что происходит в этом секторе, который по всему миру пострадал сильнее остальных отраслей экономики. И борьба за долю на резко сжавшемся рынке актуальна для всех правительств, которые заинтересованы в сохранении рабочих мест в своих странах, и в соответствии с этими целями разрабатывают и внедряют программы поддержки автопрома и планы спасения отдельных предприятий.
История с неудавшейся (во многом из-за нежелания General Motors предоставлять России доступ к своим технологиям) сделкой Opel с консорциумом "Сбербанка" и канадской Magna демонстрирует, что участие государства или государственных структур в совместных предприятиях способно скорее отпугнуть крупные автомобильные концерны, чем привлечь к сотрудничеству.
При этом, понимая, что выход из кризиса по одиночке будет весьма затруднителен, экономически значимые страны (включая и Россию) изначально договорились воздерживаться от явных протекционистских мер, вроде введения запретительных пошлин на импортные товары. Еще повысив пошлины на импортные автомобили, Россия рискует встретиться с ответными действиями.
Что же касается отечественного автопрома, то, защищенный от внешней конкуренции, он сможет наращивать производство, осваивая внутренний рынок, с которого вынуждены будут уйти конкуренты, но при этом надежды на появление конкурентоспособного автомобиля российского производства можно будет похоронить уже навсегда.