Повышение пошлин на иномарки лишь усугубит проблемы автопрома
Архив NEWSru.ru
Повышение пошлин на иномарки лишь усугубит проблемы автопрома
 
 
 
Повышение пошлин на иномарки лишь усугубит проблемы автопрома
Архив NEWSru.ru

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:

Планы спасения российского автопрома становятся все более фантастическими и опасными. Реализация стратегии, разработанной иностранными консультантами по заказу правительства, не только ударит по карману налогоплательщиков и фактически лишит выбора покупателей автомобилей в России, но и пагубно скажется на долгосрочных перспективах российского автопрома.

Разработку планов спасения стратегической отрасли правительство заказало компании Boston Consulting Group, и иностранные консультанты представили три сценария развития российской автомобильной отрасли - иннерционный (то есть никуда не годящийся), сценарий, предполагающий модернизацию российского производства в партнерстве с крупными иностранными автоконцернами, а также план превращения России в крупного экспортера автомобилей.

Звучит более чем заманчиво. Нужно "всего каких-то" 25 миллиардов евро, два десятка лет активной работы государства по освоению этих миллиардов в партнерстве с крупными автоконцернами (в первом случае эти инвестиции будут осуществлять государство и сами предприятия в равных долях, а во втором обязанность инвестировать возлагается напрямую на государство, при этом 75% средств составит прямое госфинансирование, а остаток будет выдан в виде госгарантий), и уже к 2020 году россияне поголовно пересядут на автомобили отечественного производства. А к 2030 году Россия станет крупным экспортером автомобилей.

Правда, от правительства требуются не только деньги - это бы еще полбеды. В свете нынешних цен на нефть ради достижения такой амбициозной цели можно было бы и больше наскрести. Но одним из краеугольных камней реализации планов Boston Consulting Group является повышение пошлин на автомобили иностранного производства с нынешних 30% до 40% (в случае реализации программы партнерства) или 80% (для превращения в крупного экспортера). Повышать пошлины предлагается не навсегда - к 2020 году их можно будет вернуть к нынешним 30%.

Опубликованный в "Ведомостях" текст доклада изобилует цифрами и графиками, выглядит вполне научно и убедительно.

Впрочем, не нужно обладать какими-то особыми аналитическими способностями, чтобы сделать вывод о том, что введение 80-процентной - по сути, заградительной - пошлины на иномарки позволит российскому автопрому "отвоевать" отечественный рынок у иностранных концернов. Те же из них, кто захочет продавать автомобили в России, вынуждены будут налаживать тут производство.

Про россиян, которые два десятилетия будут "приговорены" ездить на автомобилях российской сборки, слушать никому не интересно, в конце концов, потерпят ради благородной цели и светлого будущего. Даже в привыкшем к правому рулю Приморье рано или поздно смирятся и научатся ездить на отечественных "Ладах" и "Камазах".

А вот с иностранными партнерами, долю которых, ко всему прочему, предлагается ограничить 50% (остальные 50% должны быть у государства), может выйти накладка. Как-то не очень они рвутся развивать российское автомобилестроение, внедрять современные технологии, устанавливать современное оборудование и делать еще много разных вещей, которые, по идее, должны бы делать, чтобы завоевать место на российском рынке.

Видимо, проблема в том, что не только Россия озабочена тем, что происходит в этом секторе, который по всему миру пострадал сильнее остальных отраслей экономики. И борьба за долю на резко сжавшемся рынке актуальна для всех правительств, которые заинтересованы в сохранении рабочих мест в своих странах, и в соответствии с этими целями разрабатывают и внедряют программы поддержки автопрома и планы спасения отдельных предприятий.

История с неудавшейся (во многом из-за нежелания General Motors предоставлять России доступ к своим технологиям) сделкой Opel с консорциумом "Сбербанка" и канадской Magna демонстрирует, что участие государства или государственных структур в совместных предприятиях способно скорее отпугнуть крупные автомобильные концерны, чем привлечь к сотрудничеству.

При этом, понимая, что выход из кризиса по одиночке будет весьма затруднителен, экономически значимые страны (включая и Россию) изначально договорились воздерживаться от явных протекционистских мер, вроде введения запретительных пошлин на импортные товары. Еще повысив пошлины на импортные автомобили, Россия рискует встретиться с ответными действиями.

Что же касается отечественного автопрома, то, защищенный от внешней конкуренции, он сможет наращивать производство, осваивая внутренний рынок, с которого вынуждены будут уйти конкуренты, но при этом надежды на появление конкурентоспособного автомобиля российского производства можно будет похоронить уже навсегда.