Уже до конца текущего года Министерство энергетики должно определиться с механизмом создания нефтяного резерва в России
Первый канал
Уже до конца текущего года Министерство энергетики должно определиться с механизмом создания нефтяного резерва в России
 
 
 
Уже до конца текущего года Министерство энергетики должно определиться с механизмом создания нефтяного резерва в России
Первый канал

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

Уже до конца текущего года Министерство энергетики должно определиться с механизмом создания нефтяного резерва в России. Сейчас эта работа находится на стадии обсуждения и, в частности, решается, где будет храниться резервная нефть, - в искусственных хранилищах или в природных резервуарах, - сообщил во вторник замглавы Минэнерго Сергей Кудряшов.

Не секрет, что до последнего времени создание национального нефтяного резерва в России был не более чем красивой идеей, время от времени высказывавшейся правительственными чиновниками разного уровня на протяжении последних нескольких лет. О том, что на этот раз она как никогда близка к переходу в практическую плоскость, стало понятно осенью прошлого года, когда об этом заговорил один из главных правительственных тяжеловесов - Игорь Сечин.

В конце ноября первый вице-премьер не только подтвердил, что соответствующие планы остаются в силе, но даже приоткрыл завесу над будущим, судя по всему, весьма амбициозным, проектом: благодаря нефтяному резерву Россия сможет более эффективно работать с ценами на мировом рынке, а его объемы будут достаточны, чтобы иметь эту возможность.

То, что эту идею, до этого долго хранившуюся в пыльном чулане, снова вынули на свет божий именно прошлой осенью, очевидно, не случайно. Именно в тот момент, когда мировые цены на нефть обвалились с заоблачных высот, в правительстве напряженно размышляли над тем, где найти средства на наполнение разваливавшегося на глазах бюджета. И главные поиски (во всяком случае, молитвы), по всей видимости, шли в направлении возможных способов влияния на мировые цены на основные товары российского экспорта - разумеется, в строну их повышения.

И хотя тот же самый Игорь Сечин неоднократно давал понять, что Россия в условиях кризиса не заинтересована в снижении производства и экспорта нефти (в противном случае бюджет уж точно было бы не собрать), на будущее, видимо, решили обзавестись дополнительным инструментом влияния на рынки. А именно, резервом, который бы позволил более гибко регулировать предложение сырья, не ставя при этом в неловкое положение и самих нефтяников (консервация скважин требует времени и денег, а их восстановление с прежней производительностью иногда невозможно). Заодно можно будет загрузить отдельные отрасли промышленности: чем не антикризисный план в действии?

Так или иначе, создание нефтяного резерва в России, если до этого все же дойдет, никак не назовешь событием тривиальным. До сих пор подобные запасы создавали у себя исключительно страны-импортеры этого сырья. Начало этому процессу, как известно, положило арабское нефтяное эмбарго и кризис 1973 года, после чего - спустя год - страны развитого мира начали создавать резервы в рамках Международного энергетического агентства, эквивалентные объемам импорта нефти каждой из участниц в течение 90 дней. Еще через год - в 1975-м - к созданию своих резервов (на сегодняшний день самых крупных в мире) приступили США. Очевидно, что их основное предназначение - служить своеобразной подушкой безопасности на случай возможных перебоев, как это было три десятилетия назад.

Аналогичные цели преследовал и Китай, озаботившийся созданием своих резервов в 2004 году: из-за бурного развития экономики и истощения собственных запасов страна превратилась в нетто-импортера нефти и сегодня закупает за рубежом около 3,5 млн баррелей в сутки. К 2010 году КНР рассчитывает довести нефтяные резервы до объема 30-дневного импорта (100-120 млн баррелей) и, по некоторым данным, в последние месяцы активно занималась скупкой подешевевшего сырья в резерв, что, по мнению ряда аналитиков, в определенной степени поддержало мировые цены.

Для Китая покупка нефти в резерв имеет и еще один важный смысл. Это возможность инвестировать часть своих двухтриллионных ЗВР в активы, альтернативные американским долговым бумагам. Последнее для Пекина сегодня, похоже, не менее важно, чем даже небанальная энергетическая безопасность.

Оба этих резона для России едва ли столь же весомы. Внутреннее потребление нефти по сравнению с экспортом невелико и падает. И, в отличие от Китая, в чистого импортера нефти (хочется надеяться) превратимся еще нескоро. Большой проблемы в поиске альтернативы доллару в своих ЗВР для России также не стоит, хотя бы в силу незначительности их размеров (особенно на фоне Китая).

Сравнение российского нефтяного резерва с аналогичными запасами той же КНР, по всей видимости, тоже будет далеко не в нашу пользу. А ведь даже китайские закупки нефти в резерв, размеры которого даже после его полного формирования примерно в семь раз будет уступать американскому, до сих пор имели на рынок весьма ограниченное влияние.

Влияние на рынки закупок в российский резерв (главная декларируемая властями цель), если только он не будет превосходить его многократно, очевидно, будет еще менее заметным. И если предположить, что отечественным нефтяным приискам ничего не угрожает, в лучшем случае его наличие позволит российским властям решать какие-то весьма локальные задачи (хоть бы загрузить заказами металлургов). В худшем - резерв окажется занятной, но довольно бесполезной и дорогостоящей идеей, огромным металлическим "ведром", закопанным в землю, вместе с которым будут закопаны и миллионы бюджетных рублей.