МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
У инвесторов не выдержали нервы: к финансовым проблемам европейских стран прибавилась весьма реальная угроза начала полномасштабной войны на Корейской полуострове. В результате у игроков сработал рефлекс, заставляющий продавать любые активы и скупать доллары. Вопрос в том, насколько этот рефлекс оправдан.
События на мировых финансовых рынках все больше напоминают начало коллапса, случившегося осенью 2008 года. Последней каплей для инвесторов, которые отделили коррекцию - поводом для которой стало распространение "греческого вируса" на значительную часть Европы - от начала паники послужили все более тревожные новости с Корейского полуострова.
Война между Северной и Южной Кореей с каждым часом становится все более реальной. КНДР объявила о разрыве всех отношений с Южной Кореей, разорвав соглашение о ненападении между двумя странами. СШа и Южная Корея готовятся к проведению совместных учений, которые могут вылиться в полномасштабные боевые действия.
У инвесторов по всему миру давно уже выработался рефлекс - на угрозу военного конфликта, где бы он ни назревал, они привыкли реагировать распродажей всех активов и скупкой долларов. Нынешние события не стали исключением.
Не в последнюю очередь это связано с тем, что крупнейшими инвесторами в мире были и остаются американские банки и другие финансовые институты, предпочитающие вернуть на родину вложенные по всему миру деньги до тех пор, пока все не успокоится. Падают и товарные рынки, прежде всего нефть, поскольку прямой угрозы нефтяным месторождениям пока нет - Корея все таки не Ирак.
Российский рынок, как и в 2008 году, стал лидером падения, обвалившись даже сильнее чем южнокорейский KOSPI, потерявший лишь 2,7%. ММВБ при этом рухнул на 5,67%, а РТС и вовсе почти на 6,5%. И все же, несмотря на очевидное сходство того, как развиваются события, повторения 2008 года ждать, скорее всего, не следует.
Причин тому несколько. Прежде всего, "вынужденных" продаж сейчас гораздо меньше. Наученные горьким опытом, инвесторы перестали в былых масштабах злоупотреблять "кредитными плечами", и стали больше внимания уделять управлению рисками.
Кроме того, участники рынка помнят не только череду обвалов в конце 2008 года, но и бурный рост фондовых и товарных рынков в 2009 году. Помня об этом росте, многие начинают осторожно покупать дешевеющие активы.
Рост всего и вся, наблюдавшийся до нынешней весны, был вызван чрезвычайной щедростью, которую вынуждены были проявить власти США и других стран, чтобы стабилизировать ситуацию. Платой за эту щедрость стали рекордные бюджетные дефициты и уровни госдолга по всему миру.
Факторы, толкавшие наверх котировки, и сейчас никуда не делись. Напротив, континентальная Европа, из последних сил стремившаяся ограничить эмиссионное решение долговых проблем, готова последовать за США, Японией и Великобританией.
Что касается доллара, то там перспективы тоже не слишком радужные. Если нынешняя напряженность между КНДР и Южной Кореей действительно выльется в войну, в которой примут участие США, это будет означать новые непредвиденные расходы американского бюджета. Проблема бюджетного дефицита США, который уже сопоставим с греческим, только усугубится.
Кроме того, не совсем понятно, как поведет себя в случае начала войны Китай, непосредственно заинтересованный в том, что происходит на Корейском полуострове. Если учесть, что КНР является крупнейшим кредитором США, от которого зависит финансирование американского бюджетного дефицита, перспективы доллара в обозримом будущем выглядят довольно сомнительно.
Нынешняя тенденция "бегства в доллары" в любой момент может смениться на ровно противоположную. А поскольку ни одна валюта - даже юань - в случае начала войны в Корее не выглядит достаточно надежной, инвесторам остается лишь золото и сырьевые контракты.