Остановить рост безработицы мог бы малый бизнес
Архив NEWSru.ru
Остановить рост безработицы мог бы малый бизнес
 
 
 
Остановить рост безработицы мог бы малый бизнес
Архив NEWSru.ru

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Число зарегистрированных ( то есть, претендующих на получение пособий) безработных превысило 1,7 млн человек, а до конца года, по правительственным прогнозам, вырастет еще на полмиллиона. А по методологии Международной организации труда (которой пользуется Росстат) получается, что в январе количество безработных в России достигло 6,1 млн человек. Иначе говоря, на каждого зарегистрированного безработного у нас приходится 3 незарегистрированных.

Если подобная тенденция сохранится, к концу года армия безработных в стране достигнет 8,5-9 млн человек. С учетом того, что сейчас в России насчитывается 76 млн человек экономически активного населения, то процент безработных грозит увеличиться за год с 8 до 12-13%.

Это, конечно, много – но, как уверяют специалисты Минсоцздрава, не смертельно. У многих наших соседей из стран Восточной Европы, да и Западной тоже – уже сейчас в процентном отношении безработица выше, чем в России планируется к концу года. Однако, в этом жонглировании процентами – слабое утешение.

Безработица на российском рынке труда имеет свою специфику. Во всем мире в тяжелые времена корпорации увольняют сотрудников – мера эта жесткая и малоприятная, но экономически оправданная. Компании получают шанс сократить расходы и провести санацию производства. А оказавшиеся на улице люди – получают право на всевозможные пособия, полагающиеся безработным: в развитых странах они дают возможность для нормального существования, по крайней мере, в течение какого-то времени. При этом, людям сохранившим рабочие места, зарплату не урезают: таково требование коллективных договоров, за выполнением которых тщательно следят профсоюзы.

На российском рынке труда с начала 90-х годов сложилась совсем другая традиция: на кризисные явления и экономические трудности он реагирует не резким ростом безработицы, а скрытым или явным снижением заработной платы. Формы этого снижения разнообразны - начиная с банальных задержек в выплатах, и заканчивая такими "изощренными" вариантами, как перевод сотрудников на сокращенную рабочую неделю, либо "добровольное" выдавливание их в отпуск без содержания. То, что процессы эти набирают силу, свидетельствуют официальные данные Росстата: в январе задержки зарплаты по стране увеличились почти до 7 млрд рублей. Причем, эксперты сомневаются в точности этой цифры: скажем, если человек написал то самое «добровольное» заявление на отпуск без содержания, то он уже в статистику задержек вроде как не попадает.

Между тем, по расчетам независимых экспертов, неполная занятость достигла на начало нынешнего года по ряду ключевых отраслей 10 или более процентов – в строительстве, связи, обрабатывающей промышленности. К этому стоит добавить и тот факт, что в массе своей российские зарплаты устроены таким образом, что работодатели могут их легко срезать.

Речь идет о том, что в общей структуре зарплаты в большинстве отраслей, базовая тарифная часть составляет лишь 50-60% от той конечной цифры, которую получают работники. Остальное - всевозможные бонусы, премии, региональные доплаты, которые не закреплены в коллективных договорах и просто снимаются работодателями в тяжелые времена - практически без нарушения закона. Не приходится сомневаться в том, что сейчас в России этот процесс лишь набирает силу по мере развертывания кризиса.

В результате мы имеем на рынке труда ситуацию, когда работники находятся под двойным гнетом: с одной стороны, угрожающе растет количество людей, потерявших работу, с другой– многие из тех, кто формально сохранил рабочие места, фактически при этом лишился средств к существованию в силу невыплат, или задержек, или сокращения зарплаты.

Возникает вопрос: что может сделать в этой ситуации государство? Оптимисты ответят, что оно уже делает: принята региональная программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда, под которую выделяется 44 млрд рублей. Меры эти звучат вполне солидно: переподготовка кадров, содействие их переезду в другие регионы, где есть вакансии, организация временных работ и помощь предпринимательству.

Пессимисты на это ответят, что данные меры к реальной жизни мало применимы, а выделенная сумма – явно недостаточная. В самом деле, смешно ожидать, что мы в ближайшие месяцы увидим массовую миграцию из дышащих на ладан моногородов в другие регионы, или станем свидетелями массового ухода потерявших работу металлургов и рабочих-машиностроителей в малые предприниматели. Зато у чиновников появляется отличная возмождность для «распила» вышеназванных 44 млрд...

На самом деле, в распоряжении властей есть лишь два варианта тушения пожара на рынке труда. Первый – предоставить событиям развиваться так, как они развиваются, и сосредоточиться на максимально возможной социальной поддержке тех, кто потерял работу – с увеличением пособия по безработице и социальных выплат семье. Второй – резко освободить от налогов и бюрократического давления малый бизнес, с тем чтобы он начал создавать новые рабочие места.

Проблема в том, что оба эти варианта – разнонаправлены по своей логике, но при этом каждый из них требует политической воли. Проявит ли ее власть?