МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Российские банки столкнулись в этом году с неожиданной для них проблемой - необходимостью как-то распорядиться имуществом, полученным в залог под выданные кредиты. Причем в залоге оказываются самые неожиданные вещи - от свиней до нижнего белья.
Так, Национальный резервный банк, принадлежащий Александру Лебедеву, пытается получить с самарского агрохолдинга "СВ-Поволжское" 40 450 свиней, заложенных в обеспечение кредита на 100 миллионов рублей. Причем получить свиней банк не может в течение полугода даже после выигранного суда - местная ветеринарная служба объявила территорию колхоза зоной эпидемии.
У "Сбербанка" в залоге под кредиты, выданные "Стойленской ниве", тот же скот, земельные участки и техника. Впрочем, "Стойленская нива" еще не обременила крупнейший российский госбанк всем этим "богатством". Зато "Сбербанк" стал счастливым обладателем контрольного пакета торгующей нижним бельем сети "Дикая орхидея" и теперь ломает голову над тем, что делать с нераспроданным товаром.
К настоящему времени у "Сбербанка" сосредоточились самые разные активы - от алкогольных активов и розничных сетей до нефтяных активов.
Аналогичная ситуация и у других российских банков. ВТБ пытается создать "алкогольную империю", заниматься девелоперским бизнесом (как, впрочем, и многие другие российские банки), заниматься другими, не свойственными банкам видами бизнеса.
При этом основными видами имущества, предоставляемого в залог банкам, по-прежнему остаются автотранспорт и недвижимость - результат "строительного бума" и бурного развития автокредитования и ипотеки последних лет.
Выходят из положения банки по-разному. Большинство, если видит хоть какую-то перспективу того, что заемщик со временем сможет возобновить обслуживание долга, предпочитает реструктурировать кредиты. И все же у многих розничных банков на сайтах появились целые разделы, где выставлено на продажу полученное в залог имущество.
В понедельник состоялись первые торги по продаже заложенного имущества, организованные Российским аукционным домом, который специально для этих целей 31 августа создали "Сбербанк" и Фонд имущества Санкт-Петербурга. С молотка пошли три объекта недвижимости, заложенные в качестве обеспечения по кредитам, выданным банком "Санкт-Петербург"
Уже на этой неделе будут объявлены торги еще по одному объекту - нежилому зданию с земельным участком в Колпино, заложенному по кредиту "Сбербанка".
Как это ни парадоксально, но нынешние проблемы российских банков в перспективе могут иметь положительный эффект. Банкиры будут не только более ответственно относиться к оценке платежеспособности заемщиков, но и могут совместными усилиями внести свой вклад в развитие рыночной инфраструктуры.
В стране, где развита биржевая торговля, не возникает вопроса, что делать со свиньями или свининой. Это биржевой товар, который в любой момент можно реализовать на бирже по рыночной цене. В стране, где развита система интернет-аукционов, на которых можно купить или продать все, что угодно, - от ранчо в Техасе до гитары Элвиса Пресли, у банков не возникает необходимости самостоятельно заниматься скотоводством или шоу-бизнесом.
Первые успешные торги, проведенные Российским аукционным домом, - пример, безусловно, позитивный. Единственное, что в них настораживает, - это тот факт, что победителем по всем трем выставленным на продажу лотам была признана одна фирма - ООО "СОЛО".