МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Главным экономическим событием минувшей недели стал, безусловно, ежегодный Всемирный экономический форум в Давосе. Россия в нынешней непростой ситуации "кризиса капитализма" и поиска новых моделей развития главной темой форума не стала. В первый день все внимание было приковано к выступлению канцлера Германии Ангелы Меркель.
Собственно, и про неравенство и методы борьбы с ним, и про рецепты немецкого канцлера на этой неделе писалось - повторяться не стоит. Тем не менее, для России этими темами Давос не исчерпывается. Российские чиновники - как бывшие, так и нынешние - тоже получили возможность высказаться на форуме, и высказывания эти были весьма характерными.
Тезис Игоря Шувалова о том, что Ходорковского в принципе давно пора выпустить, просто сейчас момент не тот - вдруг кто-то воспримет это как проявление слабости или стремление получить дополнительные голоса - типичный пример той циничной "пацанской" философии, которую давно исповедует босс Шувалова Путин. Дескать, пусть посидят еще - от них не убудет, не время сейчас. Что судьба каких-то пары человек по сравнению с масштабом вызовов, стоящих перед Родиной.
"Путину после избрания предстоит решать огромное количество накопившихся проблем в экономике, регулировании. Чтобы эту работу провести, Путину нужна победа без условий или обязательств, которые он сам не поддерживает" - цитирует Шувалова Forbes. ("Путину после избрания" звучит особенно хорошо в свете грядущих выборов. Не "в случае избрания", а именно "после" - формальность исполнить). О масштабных вызовах, ктати, говорили многие участники российской делегации.
Вот, скажем глава "Сбербанка" Герман Греф рассказывал о грядущих больших реформах, сообщив, что "сейчас на повестке дня - формирование мощной конкурентоспособной команды правительства, которая сможет преодолеть стоящие перед страной вызовы. Я думаю, что нас ждут большие реформы, во всяком случае в области экономики. Этого требует экономическая ситуация, и кто бы ни победил, экономическая программа действий примерно уже сформирована".
Вторил ему его коллега глава ВТБ Андрей Костин, который уточнил, кто именно должен формировать эту "мощную конкурентоспособную команду правительства": "убедительная победа Владимира Путина на предстоящих президентских выборах даст ему мандат на проведение глубоких социально-экономических реформ". Ну хоть сейчас отправляй товарища в рабочие коллективы агитатором.
Правда в этом случае придется принимать дополнительные меры безопасности. В Давосе, может кто-то не помнит, кто в течение последних 12 лет руководил страной сначала в качестве президента, в потом - главы правительства и "старшего участника тандема". И кто поставил страну перед всеми этими вызовами.
Список наиболее насущных реформ уточнил Герман Греф в кулуарах форума. "Нам нужна масштабная институциональная реформа, касающаяся прежде всего улучшения качества государственного управления, качества работы всех государственных институтов, повышения их транспарентности, снижения уровня коррупции, улучшения инвестиционного климата. На повестке дня пенсионная реформа, преодоление демографических проблем, реформа образования и еще целый большой список", - цитирует экс-министра экономического развития "Интерфакс".
Собственно, список этот неоднократно озвучивал бывший коллега Грефа Алексей Кудрин - последний мощный конкурентоспособный профессионал, уволенный из правительства за несовместимость своих взглядов с чувством собственного достоинства "младшего партнера", которому был обещан премьерский пост. Человека, пребывание которого в кресле главы государства привело к критическому ухудшению "качества государственного управления, качества работы всех государственных институтов", росту коррупции и паническому бегству капиталов из страны при среднегодовой цене нефти выше 100 долларов за баррель.
И если у Греф говорил лишь о назревших реформах, подчеркнув, что проводить их придется любому, кто бы ни победил на выборах, выступления Костина и Шувалова выглядели бы уместно и адекватно, если бы в качестве будущего реформатора они назвали кого угодно, кроме Путина.
В любой другой логике, менее извращенной, чем та, что бытует сегодня в среде российских чиновников, перечисление проблем и вызовов, с которыми сегодня столкнулась страна, стало бы политическим приговором человеку, пребывавшему у власти последние 12 лет. В любой другой логике...