Максим Блант, экономический обозреватель NEWSru.ru, о решении правительства РФ выйти на рынок внешних заимствований
Коллаж NEWSru.ru
Максим Блант, экономический обозреватель NEWSru.ru, о решении правительства РФ выйти на рынок внешних заимствований
 
 
 
Максим Блант, экономический обозреватель NEWSru.ru, о решении правительства РФ выйти на рынок внешних заимствований
Коллаж NEWSru.ru

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:

Директор департамента госдолга Минфина Константин Вышковский заявил, что Россия может выйти на рынок внешних заимствований до того, как у правительства закончатся резервы. Учитывая разницу в доходности между российскими и американскими госбумагами, страна на этом будет терять 55 миллионов долларов с каждого занятого миллиарда.

Логика выхода на рынок заимствований еще до того, как у страны кончатся все резервы, понятна. Более того, эта идея нашла своих последователей среди весьма уважаемых экономистов и финансистов. Действительно, если кризис затянется, цены на нефть еще упадут и будут колебаться на уровнях, которые ниже нынешних, российские потребители не сократят потребление импортных товаров, а компании закупки иностранного оборудования, правительство год за годом будет верстать дефицитный бюджет и "держать" курс рубля к бивалютной корзине, занимать нужно под любой процент, пока не поздно. Потом действительно будет сильно дороже, а потребность в деньгах никуда не денется.

Все это, правда, несколько не согласуется с докризисными заявлениями министра финансов, который заверял публику, что никакой обвал нефтяных цен российской экономике не страшен. Накопленных резервов достаточно для того, чтобы государство успело пересмотреть бюджетную политику без катастрофических потрясений для основных получателей бюджетных средств, прежде всего - социально незащищенных граждан.

Концепция видимо изменилась. Экономить правительство передумало и верстать консервативные бездефицитные бюджеты в обозримом будущем, видимо, не собирается. Тогда резервов, которые по большей части размещены в государственных облигациях развитых стран (только казначейских облигаций США Россия накупила на 116,4 миллиардов долларов) на финансирование бюджета не хватит.

Почему занимать нужно в валюте тоже более или менее понятно: внешний долг российской экономики - банков и корпораций - все еще чуть меньше, чем полтриллиона долларов, перезанять они на внешнем рынке сами не могут, поэтому покупают валюту у ЦБ, "вымывая" резервы.

Звучит, на первый взгляд, убедительно. Для страны, у которой хронический дефицит бюджета и торгового баланса, которая автоматически берет на себя долги компаний, которые не способны ничего продать на внешнем рынке. Но даже самый мрачный взгляд на российскую экономику не позволяет сделать подобный вывод. Даже если закрыть глаза на тот факт, что, по оценкам того же Минфина, российские банки и корпорации накопили собственные валютные резервы в размере 150 миллиардов долларов - именно для расплаты по внешним долгам - не заметить, что страна продолжала в самые тяжелые месяцы прошлого года и продолжает экспортировать больше, чем импортирует, просто невозможно.

И все же выходить на внешний рынок заимствований, одновременно получая по имеющейся уже валюте на 5,5% меньше - схема слишком хитроумная. Мало кто до нее додумался. Правительства развитых стран, вроде США или Японии, в случае возникновения проблем с финансированием бюджетного дефицита "занимают" под мизерные проценты у собственных Центробанков. Эмиссионное финансирование дефицита, конечно, чревато инфляцией и угрожает стабильности национальной валюты, и дефицита в условиях отсутствия резервов лучше избегать, но если уж совсем припрет, это лучше, чем терять миллиарды долларов на процентной разнице.