Риски десятого года
Архив NEWSru.ru
Риски десятого года
 
 
 
Риски десятого года
Архив NEWSru.ru

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

В идеале хотелось бы представить себе такую картину: нижняя точка кризиса осталась где-то тут, в уходящем 2009-м году, а впереди более-менее плавный путь подъема с постоянным наращиванием объемов производства, ростом ВВП, притоком инвестиций, сокращением бюджетного дефицита. Да все это еще на фоне стабильно высоких цен на нефть и относительно невысокой инфляции.

Но в кризисный период, который, понятное дело, еще далеко не окончен, такая благостная картинка скорее уместна для новогоднего тоста, чем для серьезного экономического анализа. А для того чтобы 2010 год не преподнес неприятных сюрпризов, было бы полезно уже сейчас, не дожидаясь его наступления по календарю, проанализировать грядущие макроэкономические опасности. Не претендуя на полноту охвата, составлю собственный "хит-парад" главных рисков.

Рост безработицы

Наши власти гордятся тем, что на фоне кризиса им удалось удержать безработицу в определенных рамках: на бирже зарегистрировано около 2,6 млн человек, по данным МОТ, общее число лишившихся работы – порядка 6,2 млн человек. В процентном отношении от общего числа экономически активного населения – это не самые страшные цифры: в период кризиса 1998-го года было больше.

Однако тревожиться есть от чего. Скажем, по сравнению с осенью 2008-го число вставших на учет на биржи труда выросло в два раза. Серьезная динамика, если учесть что туда обращаются люди, которым действительно не на что жить и содержать семьи. Ну а если говорить о тех, кто до биржи труда не дошел, – тут тоже достаточно тревожная картина. Ведь многие провели уходящий год, перебиваясь сокращенным рабочим днем, неоплаченными отпусками, частичной оплатой труда. Вечно так продолжаться не может: велика вероятность, что в 2010-м году большая армия "теневых" безработных, которые пока скрыты от статистики, приобретут этот статус официально.

Падение цен на нефть

Этот риск всегда присутствует в сырьевой экономике. И как бы мы себя ни успокаивали тем, что цены на "черное золото" стабилизировались на уровне 70-80 долларов за баррель (что весьма неплохо для России), никто не может определенно сказать, что этот уровень сохранится надолго. А ну как нефть опять начнет дешеветь в разы, как это случилось летом 2008-го?

Предпосылки для такого развития событий есть: кризис не способствует росту спроса на сырье, к тому же ведущие страны активно осваивают рынок альтернативных источников энергии. Ну а для России такое развитие событий чревато снижением экспорта, серьезным минусом в платежном балансе, сокращением бюджетных доходов и прочими неприятностями.

Углубление промышленного спада

Российская промышленность за последний год пережила очень сильный спад, став по этому показателю "лидером" (минус 12% процентов за 11 месяцев) среди стран "Большой двадцатки". И пока не очень понятно с чего этот спад должен закончиться: никаких "локомотивов роста" за этот год не появилось, малый бизнес – в упадке, многие предприятия перебиваются только за счет госпомощи.

Промышленный рост мог бы начаться в случае реальной санации отечественной промышленности – когда неконкурентоспособные производства просто бы ушли с рынка, а инвестиции были бы перенаправлены в перспективные отрасли и направления. Но этого, как известно, не произошло. Власти сделали все, чтобы удержать на плаву даже то, что явно идет ко дну, вроде "АвтоВАЗа". Расплачиваться за это, вполне возможно, придется затяжным падением промышленного производства.

Девальвация рубля

В данный момент рубль укрепляется и все валютные телодвижения осуществляются в рамках коридора, заданного Центробанком. Но вполне возможно, что в следующем году наступит ситуация, когда денежным властям выгодно будет существенно ослабить рубль – как это уже случилось в конце 2008-го года. Например, если надо будет хоть как-то оживить промышленность и поддержать отечественного товаропроизводителя. Или если чересчур быстро станет нарастать дефицит бюджета и исчерпываться Резервный фонд, за счет которого он финансируется. Или если надо будет дать подзаработать банкам, чтобы не "схлопнулась" финансовая система страны. Все это, может быть, и благие цели, ради которых стоит "опустить" рубль, но населению такой сценарий угрожает снижением доходов, потерей сбережений и ростом инфляции.

"Плохие" долги

Об этой угрозе много говорилось в 2009-м году, но плохих долгов от этого у банков меньше не стало. Да, что-то удалось реструктурировать, что-то - увести в офшоры, что-то - "слить" в ПИФы, но в целом проблема никуда не делась. Ее решение лишь отложено на неопределенный срок. Вполне возможно, что этот срок придет как раз в наступающем году. Тем более, что в дефицитном бюджете будет непросто отыскать очередной "лишний" триллион на поддержку банковской системы. Значит, нельзя исключать ситуации, что банки посыпятся - со всеми вытекающими последствиями, типа паники вкладчиков.

Автору этих строк очень хочется верить, что все эти и другие потенциальные угрозы финансового и экономического сектора обойдут нас стороной. Однако, планируя свое экономическое завтра, очень советуем брать в расчет существующие факторы риска. Хотя бы для того, чтобы не было так больно падать.

Что следует из всего этого? Меньше всего хотелось бы накануне новогодних праздников заражать читателей вирусом экономического пессимизма: всем хочется верить, что в наступающем году из всех возможных вариантов реализуются позитивные. Но риски в отечественной экономике очень серьезны и многочисленны. Лучше не предаваться неуместной эйфории, а быть начеку: предупрежден - значит, вооружен.