МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Информацию о том, что краса и гордость российского автопрома - компания "АвтоВАЗ" - намерена уволить четверть сотрудников (27 691 работника), была обнародована после закрытой для прессы встречи с поставщиками завода, где присутствовал и губернатор Самарской области. Источником послужили несколько участников заседания.
Пресс-служба "АвтоВАЗа" сообщение о грядущих увольнениях опровергла, однако в ходе встречи руководство компании обнародовало и другие цифры, которые свидетельствуют о весьма плачевном состоянии дел в компании.
Так, всего за этот год "АвтоВАЗ" намерен выпустить 332 тысячи автомобилей и автокомплектов по сравнению с прошлогодними 943 тысячами. При этом на начало июля складские запасы завода насчитывали 80 тысяч автомобилей.
Эти цифры гораздо серьезнее, чем гипотетическое сокращение четверти персонала тольяттинского автозавода, которого правительство, скорее всего, не допустит, выделив в дополнение к выделенным уже 25 миллиардам рублей еще столько, сколько потребуется, чтобы содержать работников "системообразующего" предприятия.
Но если на "АвтоВАЗе" работает 110 тысяч человек, то на зависящих от него компаниях - полтора миллиона, и почти трехкратное сокращение производства означает и трехкратное сокращение заказов со стороны "АвтоВАЗа" своим поставщикам, а заодно и трехкратное сокращение продаж дилерами.
И это после титанических усилий правительства, напринимавшего мер, направленных на поддержку российского автопрома столько, сколько ни одной Америке вместе с Японией не снилось.
И пошлины на иномарки вводили, рискуя социальным взрывом на Дальнем Востоке и усугубляя проблемы мировых автопроизводителей, что немедленно сказалось на отношениях с Японией. И программу льготного автокредитования разработали, которую изначально "затачивали" под вазовскую ценовую категорию. И доставку "Лад" на Дальний Восток субсидировали. Да и просто денег выделяли.
А результат все один, мягко говоря, плачевный. "Флагман" отрасли "лежит на боку", демонстрируя слабые признаки жизни лишь благодаря усилиям властей, и поддержание этого подобия жизни с каждым днем обходится и без того "дырявому" бюджету все дороже.
Ситуация красноречиво говорит о двух вещах - эффективности работы российской автомобильной промышленности, которая на поверку оказалась едва ли не ниже обанкротившейся американской, и эффективности мер российского правительства, направленных на борьбу с кризисом.
То, что предприятие оказалось неспособным работать в созданных для него максимально комфортных условиях, говорит лишь о том, что практиковавшийся все последние годы протекционизм, направленный на защиту российских автозаводов, привел лишь к окончательной и бесповоротной утрате ими остатков конкурентоспособности, и дополнительные меры "защиты" ничего не изменили.
Что же касается самих "мер", то они демонстрируют, что избранная для борьбы с кризисом тактика "точечных вливаний" и "ручного управления" с треском провалилась. Как бы ни закрывали рынок пошлинами, сколько бы ни девальвировали рубль, делая импортные автомобили все более недоступными, в условиях резкого сокращения внутреннего спроса (вызванного, кстати говоря все той же девальвацией, обесценившей доходы тех, кто не потерял работу) все это оказалось бессмысленным.
Можно, конечно, утешаться тем, что автомобильные концерны фиксируют убытки, сокращают производство, увольняют рабочих по всему миру. Но это не совсем соответствует действительности. Из общего правила есть исключение - Китай.
Согласно данным Ассоциации автопроизводителей Китая, в первом полугодии продажи легковых автомобилей выросли на 26%, до 4,53 млн единиц. Общие продажи в секторе, включая автобусы и грузовики, в июне увеличились на 36%, до 1,14 млн единиц, а за шесть месяцев - на 18%, до 6,1 млн единиц. Это позволило китайскому авторынку обогнать США и выйти на первое место в мире по количеству реализуемых машин.
Эксперты, как один, называют главный источник этого роста - программа стимулирования китайской экономики, направленная на замещение "схлопнувшегося" внешнего спроса внутренним. Программа эта была оперативно разработана китайскими властями к ноябре прошлого года и уже с начала этого года начала реализовываться без существенных корректировок.
При этом, если сравнивать стартовые условия на момент начала острой фазы экономического кризиса осенью прошлого года, российская экономика - и по накопленным резервам, и по зависимости от экспорта, и по уровню задолженности населения, и по предыдущим темпам роста - была гораздо ближе к китайской, чем к любой развитой.
Вот только действовали российские власти не совсем так и не совсем тогда, когда это было нужно. И результаты не замедлили сказаться - страна за год растеряла все преимущества и упустила все возможности, которые у нее были еще прошлым летом, и о которых так любили тогда порассуждать российские президент и премьер.