МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
После вступления в должность президента Барака Обамы, сменившего на посту президента США Джорджа Буша, скучать новому хозяину Белого дома не пришлось: Обама и его команда провернули колоссальный объем работы, и результаты, казалось бы, видны невооруженным глазом. Однако есть и оборотная сторона медали - все нынешние успехи, по сути, взяты взаймы у будущего роста экономики, который пока не гарантирован.
Сегодня, через три месяца, миновавших с момента инаугурации Барака Обамы, ситуация в американской, а вместе с ней и мировой экономике, выглядит радикально иной по сравнению с тем, что наблюдалось в начале года и уж тем более по сравнению с прошлой осенью, когда проходили президентские выборы.
Угроза, висевшая над крупнейшими американскими банками, которые, без преувеличения, составляют основу современной экономики США, почти миновала. Более того, по результатам первого квартала почти все они продемонстрировали первую с момента вступления нынешнего кризиса квартальную прибыль.
Саммит "большой двадцатки", в котором принял участие американский президент, прошел на удивление удачно. Мало того, что участники подписали документ, в котором обязались поддерживать собственные экономики и резко повысить финансирование МВФ, который назначен главным спасителем стран, оказавшихся на грани банкротства, да еще и удалось избежать малоконструктивных упреков в адрес США и попыток поставить под сомнение доминирующую роль доллара в мировой финансовой системе.
Что еще более важно - начал оживать рынок кредитования, в том числе и ипотеки. Ставки по межбанковским и ипотечным кредитам поползли вниз, а падение цен на рынке недвижимости замедлилось, о чем свидетельствуют опубликованные во вторник статистические данные по крупнейшим городам США.
С момента обнародования плана нового Секретаря Казначейства Тимоти Гейтнера по спасению американской финансовой системы американские, а вместе с ними и мировые фондовые индексы растут, снижая давление на пенсионную систему США и уменьшая убытки институциональных инвесторов - вроде тех же страховых компаний.
Но самое главное - в марте на рекордную величину подскочил индекс потребительского доверия в США, который подсчитывает Conference Board. Этот индикатор демонстрирует готовность американцев совершать покупки. Именно на это были направлены титанические усилия, которые прилагались и нынешней, и прежней администрацией.
И все же, пока все перечисленные успехи - не более чем авансы и обещания возможного восстановления. Безработица продолжает расти, делая все более явственной угрозу массовых дефолтов по кредитным картам, что может вылиться в лавинообразный процесс, подобный недавней цепной реакции на рынке недвижимости и ипотеки.
ВВП США второй квартал подряд демонстрирует падение более чем на 6% в годовом выражении - за первые три месяца этого года американская экономика упала на 6,1%. Правда, за предыдущие 3 месяца снижение составило 6,3%, но замедление темпов падения слишком несущественно, чтобы говорить о смене тенденции.
При этом нынешняя стабилизация была достигнута ценой беспрецедентных денежных вливаний в американскую экономику. По большому счету, ничего нового ни Барак Обама, ни Тимоти Гейтнер не предложили. Ставка, как и при Буше, делается на финансовый сектор, который должен вытащить всю экономику за счет наращивания кредитования под низкие проценты.
Разница разве что в масштабах. Новому президенту американский Конгресс выделил суммы, которые Джорджу Бушу не могли даже присниться в самом сладком сне. Причем, весь этот аттракцион неслыханной щедрости предполагается финансировать за счет новых заимствований - расходы федерального бюджета США превысят в этом году доходную часть почти вдвое.
Еще более тревожным фактом стала скупка Федеральным резервом казначейских облигаций, что является прямым финансированием администрации за счет печатного станка, что уже начинает подрывать доверие к американским государственным долговым бумагам и усиливает угрозу инфляции, которая вовсе не обязательно будет сопровождаться экономическим ростом. Инфляционные ожидания в США в марте вдвое превысили прогноз аналитиков.
Бараку Обаме пока удалось залатать дыры в лопнувших при его предшественнике пузырях. Более того, они стали постепенно наполняться свеженапечатанными деньгами. Однако механизма, который предотвращал бы лопание пузырей, новая команда пока не придумала.
Многие аналитики, отмечая очевидные успехи первых 100 дней Барака Обамы в качестве американского президента, отмечают, что вторые 100 дней могут оказаться на порядок более сложными. Именно на второй квартал нынешнего года приходится максимальный объем размещений казначейских облигаций. Именно во втором квартале ситуация с долгами по кредитным картам может стать критической. Именно во втором квартале дефляция может смениться инфляцией, и, чтобы не допустить ее превращения в гиперинфляцию, ФРС может придется начать повышать ставки.
От того, как Барак Обама справится со всеми этими проблемами, будет зависеть, насколько успешным будет все его президентство. На карту поставлено очень много, но и выигрыш велик. В случае успеха Обаме будет зарезервировано место в пантеоне лучших американских президентов рядом с Линкольном и Рузвельтом.