МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.ru:
Президент Медведев в Магнитогорске выступил с рядом громких инициатив, призванных радикально улучшить инвестиционный климат в стране. Пресса уже назвала идеи президента "мартовскими тезисами", которых оказалось ровно десять.
Самым громким и болезненным для правительственных чиновников станет, очевидно, их изгнание из советов директоров госкомпаний. Вице-премьеры и профильные министры традиционно представляют государство практически во всех крупных корпорациях и банках, где долей или контрольным пакетом владеет государство.
По мнению Медведева, ситуация, при которой министр или вице-премьер одновременно занимается регулированием той или иной отрасли и принимает участие в управлении предприятием, относящимся к этой отрасли, создает конфликт интересов. Спорить с этим сложно, однако для того, чтобы устранить конфликт интересов, государству гораздо проще было бы попросту избавиться, где это возможно, от госсобственности и заняться исключительно регулированием. Поскольку простое изгнание чиновников из советов директоров ничего не решает - менеджмент госкомпаний продолжит прикрываться "интересами государства", чтобы получить на рынке конкурентные преимущества.
Впрочем, и про "большую приватизацию" президент не забыл, потребовав обнародовать график продажи госпакетов на ближайшие три года. Пока же компании остаются в госсобственности, их руководителям предстоит бороться за "снижение материальных затрат минимум на 10% в год в течение трех последующих лет в расчете на единицу продукции". Тех, кто этого уровня не достигнет, могут ждать серьезные санкции - вплоть до увольнения.
Это поручение лишний раз демонстрирует уровень эффективности госкомпаний: если президент страны лично берется устанавливать норматив сокращения издержек, значит, механизмы, побуждающие менеджмент частных предприятий сокращать издержки и бороться за увеличение прибыли, тут просто не работают. Если вспомнить, что цены на сырье в последние годы непрерывно растут, причем довольно быстро, возможность снизить в течение ближайших трех лет издержки на треть выглядит весьма сомнительно, даже с учетом масштабов воровства в госкомпаниях.
Не менее сомнительно выглядит и идея введения института "инвеступолномоченных" в регионах. Эти самые уполномоченные должны будут следить за тем, чтобы региональные чиновники в срок рассматривали документы и вообще не создавали искусственных препятствий для бизнеса. На практике это, скорее всего, выльется в создание дополнительного звена в коррупционной цепочке и повышение "коррупционного налога".
Единственной, пожалуй, системной мерой из предложенных президентом, способной серьезно повлиять на инвестиционный климат, является снижение налоговой нагрузки на бизнес. Медведев поручил подготовить к 1 июня предложения по возможному механизму снижения совсем недавно повышенных обязательных страховых взносов.
Повышение страховых выплат, сменивших единый социальный налог, действительно вызвало серьезное недовольство в предпринимательской среде. Однако, если верить вице-премьеру Кудрину, это повышение было вынужденным, продиктованным гигантской и постоянно расширяющейся "дырой" в Пенсионном фонде, которую уже сейчас приходится закрывать из бюджета.
Снижение страховых выплат может повлиять на устойчивость пенсионной системы. И тут главный вопрос заключается в том, как именно будет решать Минфин поставленную задачу. Разговоры о возможной отмене накопительной части пенсии и фактическом возврате к распределительной системе уже велись. И если снижение страховых выплат выльется именно в отказ от пенсионной реформы, вреда для российской экономики будет гораздо больше, чем пользы.
Усилия президента, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране, весьма похвальны. Однако, что бы он ни предлагал, главным остается вопрос о том, что именно из его предложений будет реализовано. Инициативы Медведева совершенно очевидно затрагивают сферу компетенции премьера, который до недавнего времени, руководя правительством, был достаточно самостоятельной фигурой.
"Мартовские тезисы", которые не ограничиваются общими пожеланиями, а непосредственно затрагивают интересы конкретных заместителей Путина, вроде председателя совета директоров "Роснефти" Игоря Сечина или главы наблюдательного совета ВТБ Алексея Кудрина, могут быть восприняты как вызов и натолкнуться на откровенный саботаж, который приведет к открытому конфликту между участниками тандема.