В Башкирии полицейские пытали 18-летнего юношу, вступившего в конфликт с родственницей одного из них
Архив NEWSru.ru
В Башкирии полицейские пытали 18-летнего юношу, вступившего в конфликт с родственницей одного из них
 
 
 
В Башкирии полицейские пытали 18-летнего юношу, вступившего в конфликт с родственницей одного из них
Архив NEWSru.ru

Следователи Башкирии возбудили уголовное дело по факту превышения полномочий сотрудниками МВД. По предварительным данным, они истязали молодого человека после того, как он участвовал в ссоре с родственницей одного из стражей порядка.

В пытках полицейских обвинил 18-летний житель Благовещенска Кирилл Тиунов, сообщает Комитет против пыток. Он обратился к правозащитникам за юридической помощью 24 января 2018 года.

Со слов Кирилла, 22 июля 2017 года он праздновал свой день рождения с семьей и друзьями. Ближе к ночи молодой человек отправился с товарищами на прогулку. В одном из дворов Благовещенска Кирилл подошел к компании людей, распивающих на детской площадке спиртные напитки.

"В этой компании был мужчина и несколько женщин с детьми. Я попросил у мужчины закурить, однако он отказал мне в грубой форме. Я не успел ничего ответить, так как с ним начал ругаться мой товарищ", - вспоминает Тиунов.

После этого, по словам Кирилла, началась драка, в которой принимали участие и женщины.

После потасовки Кирилл и его друг убежали в сторону своих домов. По дороге их задержали сотрудники патрульно-постовой службы и доставили в отдел МВД по Благовещенскому району. Перед этим полицейские отвезли молодых людей на детскую площадку, где их опознала одна из женщин, принимавших участие в драке.

Как рассказал Кирилл, сначала двое полицейских избили его ногами в коридоре отдела полиции, потом экзекуция продолжилась в учебном классе. "Ко мне подошел полицейский, приказал встать, ударил кулаком по лицу и сказал, что я избил его родственницу. Потом он еще раз ударил меня по лицу, схватил за шею и подтащил к мусорному ведру. Он несколько раз приближал мою голову к ведру, говоря при этом: "По беспределу опущу", - сообщил Тиунов.

По словам юноши, сотрудники полиции пытали его электрошокером. В итоге они вынудили Кирилла подписать объяснения, в которых он признался в избиении женщины и ребенка на детской площадке.

Из отдела полиции задержанного выпустили около 05:00. "Неподалеку стояла группа парней, многих из которых я знаю в лицо и по имени. Они подошли ко мне, я рассказал, что меня только что избили в отделе полиции", - вспоминает Кирилл.

Один из знакомых предложил Тиунову отойти в сторону. "Мы остановились в десяти шагах от угла здания отдела полиции. Ничего не сказав, мне начали наносить удары со всех сторон, повалили на землю и продолжили бить ногами по всему телу. Через несколько мгновений я потерял сознание", - добавил Кирилл.

Спустя некоторое время пострадавшего подобрал участковый полиции. Он отвел Тиунова в ОМВД, но через некоторое время отпустил домой. Подробности этой встречи Кирилл уже плохо помнит, так как окончательно пришел в себя лишь вечером в больнице.

Согласно заключению эксперта, у Кирилла Тиунова были зафиксированы многочисленные травмы и телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушибы, гематомы и ссадины лица, грудной клетки, конечностей, спины и поясничной области.

25 июля 2017 года мать Кирилла обратилась с сообщением о преступлении в Следственный комитет. А 17 января 2018 года следователь Бирского межрайонного следственного отдела управления СК РФ по Башкирии Дмитрий Никифоров возбудил уголовное дело по п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий с применением насилия").

Кирилл признан потерпевшим по уголовному делу, а юрист Комитета против пыток Данил Чендемеров допущен в дело в качестве его представителя. "Следователем уже запланирован ряд следственных действий, в которых примут участие как Кирилл, так и его представитель", - отметили в правозащитной организации.

Избитый город

Башкирский Благовещенск стал символом полицейского произвола после событий 13-летней давности, связанных с "милицейской зачисткой" города. 8 декабря 2004 года в центре Благовещенска около 50 мужчин в состоянии алкогольного опьянения напали на сотрудников милиции, пытавшихся задержать троих жителей города за хулиганские действия. В результате избиения пятеро сотрудников милиции получили травмы, трое из них были госпитализированы.

В ответ на это с 10-го (Всемирный день защиты прав человека) по 14 декабря в городе и районе личным составом ГРОВД и ОМОН МВД Башкирии были проведены "мероприятия по выявлению и задержанию зачинщиков и активных участников избиения милиционеров". Правозащитники назвали эти события "широкомасштабной акцией, направленной на подавление прав и свобод граждан".

По словам правозащитников, сотрудники милиции и ОМОН, вооруженные дубинками и автоматами, необоснованно задерживали на улицах, в общественных местах, кафе, игровых салонах и даже в квартирах молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. "Без объяснения причин, без достаточных оснований, без санкции суда горожан доставляли в ГУВД, где они подвергались жестокому избиению и издевательствам", - говорилось в заявлении правозащитников.

18-летнего Сашу Кулакова забрали прямо на улице. Он шел с девушкой в клуб. "Когда нас привезли в милицию, то я своим глазам не поверил, - рассказывал Саша, - люди стояли вдоль стен в фойе, коридорах и даже на лестницах. Нас отвели в подвал и тоже поставили лицом к стенке".

Если следовать букве закона, подобная "профилактика" проходит в Уголовном кодексе под названием "пытка". Все, кто прошел через это даже без побоев, не могли на следующий день подняться с постели - мышцы сводило судорогой.

После пыток людей, как рассказывают сами задержанные, уводили на фотографирование и снятие отпечатков пальцев, затем предлагали подписать пустые протоколы. Если кто-то отказывался, его немедленно отводили в специальную комнату, где били резиновыми дубинками. Били по мягким местам, чтобы не было переломов, писала "Новая газета" в статье "Избитый город".

Сестры и врачи, принимавшие в те дни поток пострадавших, говорили, что никогда не видели столько синих поп. Дениса Соколова увезли на скорой прямо из "темной" комнаты - парень держался до последнего и потерял сознание во время экзекуции. Алексея Расчесова отделали еще в автобусе так, что пробили ему мочевой пузырь. По утверждению оперировавшего его доктора Салимгареева, молодой человек останется инвалидом на всю жизнь.

Массовым задержаниям подверглись и женщины. По свидетельству очевидцев, девушек заставляли раздеваться догола прямо на глазах ОМОНа. После публичного обыска девушек отводили в еще одну комнату, на втором этаже, где они якобы подвергались изнасилованиям. Есть утверждение, что впоследствии оттуда вынесли полведра использованных презервативов. А люди, стоявшие у стенок, рассказывали, что омоновцы занимали очередь у двери, матерясь на задерживающих их коллег. Все это происходило в присутствии сотен задержанных и сотрудников местного РУВД.

По некоторым перечисленным фактам было начато расследование. Сначала прокуратура Благовещенска возбудила уголовное дело против местных жителей по ст. 318 УК РФ ("Применение насилия в отношении представителя власти"). Затем прокуратура Башкирии возбудила уголовное дело против сотрудников милиции по ст. 286 ч. 3 УК РФ ("Превышение должностных полномочий"). Потерпевшими по этим делам были признаны 342 жителя Благовещенска и три милиционера.

Обвинения предъявили восьмерым милиционерам. Три судебных процесса закончились осуждением к реальному четырехлетнему сроку только одного сотрудника МВД, которого отправили в колонию общего режима. Пятеро его коллег получили условные сроки.

Кроме того, суд признал виновными троих зачинщиков беспорядков и драки с сотрудниками милиции. Один из подсудимых был приговорен к 2,5 года лишения свободы, двое его соучастников получили условные наказания. В конце 2009 года Ленинский райсуд Уфы вынес решение о взыскании с Министерства финансов РФ в пользу двух пострадавших в ходе спецоперации в Благовещенске 80 тыс. и 50 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда.

Бывший начальник ГРОВД Благовещенска Ильдар Рамазанов пошел на повышение. Уже через несколько месяцев после приговора с условным сроком его назначили заместителем начальника администрации города.