Сотрудники УФСБ по Москве и Московской области совместно с сыщиками МУРа раскрыли уникальную серию терактов. Террорист выбрал в качестве мишени "Банк Москвы"
mk.ru
Сотрудники УФСБ по Москве и Московской области совместно с сыщиками МУРа раскрыли уникальную серию терактов. Террорист выбрал в качестве мишени "Банк Москвы" 25 января 2005 года прогремел новый взрыв - у центрального отделения банка на Рождественке. Только тогда банковские служащие осознали, что шантажист не шутит. Помимо терактов преступник угрожал совершить нападения на членов семей руководства банка
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Сотрудники УФСБ по Москве и Московской области совместно с сыщиками МУРа раскрыли уникальную серию терактов. Террорист выбрал в качестве мишени "Банк Москвы"
mk.ru
 
 
 
25 января 2005 года прогремел новый взрыв - у центрального отделения банка на Рождественке. Только тогда банковские служащие осознали, что шантажист не шутит. Помимо терактов преступник угрожал совершить нападения на членов семей руководства банка
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Взрывное устройство в Банк Москвы было отправлено в посылке. В банк пришла посылка с сообщением, что через 40 минут произойдет взрыв. Сотрудники безопасности банка вынесли опасную находку во двор финансового учреждения и вызвали сотрудников милиции
Архив NEWSru.ru

Сотрудники УФСБ по Москве и Московской области совместно с сыщиками МУРа раскрыли уникальную серию терактов. Террорист выбрал в качестве мишени "Банк Москвы". Он надеялся при помощи взрывов и последующего шантажа получить у банкиров деньги. Эксклюзивные подробности расследования стали известны "МК".

Первое угрожающее письмо, в котором он пообещал устраивать взрывы 25-го числа каждого месяца, подрывник прислал по электронной почте осенью 2004 года. Сначала террорист требовал 13 миллионов рублей. После взрыва 25 декабря на улице Раевского, возле киевского отделения банка, он увеличил сумму "отступного" до 20 миллионов.

25 января 2005 года прогремел новый взрыв - у центрального отделения банка на Рождественке. Только тогда банковские служащие осознали, что шантажист не шутит. Помимо терактов преступник угрожал совершить нападения на членов семей руководства банка.

Взрывное устройство в Банк Москвы было отправлено в посылке. В банк пришла посылка с сообщением, что через 40 минут произойдет взрыв. Сотрудники безопасности банка вынесли опасную находку во двор финансового учреждения и вызвали сотрудников милиции. Через некоторое время прогремел взрыв. Жертв и пострадавших не было.

25 декабря 2004 года самодельное взрывное устройство сработало возле другого офиса Банка Москвы - на улице Раевского. Тогда в результате взрыва в здании была выбита дверь, пострадал припаркованный рядом автомобиль.

По факту того взрыва прокуратура Западного административного округа столицы возбудила уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса РФ: "умышленное уничтожение имущества" и "незаконное хранение, приобретение и транспортировка взрывчатых веществ".

Сначала казалось, что выйти на шантажиста не составит особого труда - по письму, посланному по электронной почте. Однако подрывник выходил на связь каждый раз через новых провайдеров: из США, Швейцарии, Египта, Китая. Во все эти страны наши спецслужбы рассылали запросы. В Калифорнии ФБР проверило ничего не подозревавшего бизнесмена, техническими новинками которого воспользовался российский шантажист.

В конце концов следователи и компьютерщики применили уникальную в своем роде методику расследования - ее до сих пор держат в строжайшей тайне. После этого удалось засечь регион, откуда писал террорист, - Кавказские Минеральные Воды, а потом определили и конкретный город - Кисловодск.

Все это время с шантажистом велась активная интернет-переписка через сайт банка. Как рассказали в ФСБ, нужно было, чтобы он поверил, что банк готов к диалогу и вынужден будет платить. На специально открытый счет террориста банком был переведен первый взнос - 100 тысяч рублей.

Вскоре у чекистов уже был готов психологический портрет преступника. Мужчина 30 лет, интеллектуально развит, великолепно разбирается в компьютерных технологиях, вероятно, работает в этой сфере. Список подозреваемых состоял из пары десятков фамилий. Особенное внимание сыщиков привлек 30-летний Руслан Макаров - программист с высшим образованием, владелец интернет-кафе.

Следователи называют Руслана компьютерным гением. Выпускник МГУ, он несколько лет прожил в США, где сначала учился, а потом отрабатывал два положенных года. Бывшие работодатели очень лестно отзываются о российском программисте. Созданная им база по отслеживанию перемещения железнодорожных грузов используется до сих пор.

Американцы недоумевают, почему Макаров вернулся домой: ведь он не просто хорошо зарабатывал. Однако, как выяснилось, программисту просто стало скучно, он не видел перспектив роста.

Вернувшись в Кисловодск, Руслан решил открыть свое дело. Купил здание под интернет-кафе. На его обустройство ушли почти все заработанное деньги. А когда предприятие в 2004 году заработало, молодому человеку снова "стало скучно", пишет "МК".

Примерно в это время Макаров нашел в Интернете рецепты изготовления взрывчатки из подручных средств, которые можно было купить в соседней аптеке. Первую бомбу Руслан смастерил "на спор". Потом он начал изготавливать более сложные устройства, учился рассчитывать мощность взрыва. Даже катал бикфордовы шнуры из спичек. Свои эксперименты бомбист снимал на камеру. Эту пленку нашли при обыске, так же, как и образцы взрывчатки. Родным Макаров говорил, что увлекся пиротехникой, и периодически устраивал фейерверки, чтобы избежать подозрений и лишних вопросов.

Потом компьютерщик решил применить полученные знания на практике. Объясняя, почему он выбрал именно "Банк Москвы", террорист сказал, что "исключительно по названию": созвучно городу, что само по себе символично. С самого начала Руслан решил взрывать только в Москве, где много денег и можно заработать. Первоначальную сумму - 13 миллионов рублей - подрывник тоже выбрал не случайно: 13 было его любимым числом.

На время подготовки терактов Макаров останавливался у друга, с которым вместе учился в МГУ и работал в Америке. На квартире приятеля Руслан устроил склад взрывчатки. Использовал Макаров нитрогликоль, способный взорваться даже от случайного взбалтывания. "Упаковкой" служили самопальные ракеты.

Первый взрыв на улице Раевского Макаров осуществил сам. Во второй раз решил сменить тактику - действовать через курьерскую службу, которую нашел по объявлению. Банк отказывался платить заветные 20 миллионов, и шантажист начал готовить третий взрыв.

Засечь Макарова было практически невозможно - он выходил на связь с помощью мобильника и портативного переносного компьютера. Никогда не посылал сообщения из одного места, мог начать разговор из бани, из здания администрации города или из собственной машины, выехав за город.

Когда до времени очередного теракта 25 февраля оставалось пять дней, Макарова "запеленговали". Случилось это во время очередного сеанса связи Руслана с банком.

"Макарова буквально вынесли из салона машины вместе с креслом и компьютером в момент передачи очередного письма. Программисты предупредили оперативников: наверняка у преступника на клавиатуре есть аварийная кнопка, чтобы в момент задержания стереть всю информацию и лишить следствие улик. Примерно как в фильме "Гений", где герой Александра Абдулова морочил голову сыщикам. Впоследствии так оно и вышло. Правда, уничтожить файлы Макаров все же не сумел", - пишет "МК".

22 февраля Руслан был взят под стражу. Вскоре он признался в подготовке обоих взрывов в банке и рассказал, как планировал провести следующую акцию устрашения. На этот раз террорист решил использовать для теракта подержанный "Линкольн", купленный по случаю. Заминированную автомашину нашли там, где показал Макаров, - во дворе дома 26 по Кутузовскому проспекту.

Самое удивительное, что все деньги, которые должен был заплатить банк, Макаров, как Юрий Деточкин из "Берегись автомобиля", собирался передать детским и лечебным учреждениям Кисловодска. При этом заработанных в Америке денег у Макарова почти не осталось, в момент ареста у него на счету было чуть больше 20 долларов.

По решению суда Руслан Макаров отправлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику. В детстве он получил травму головы "при столкновении с троллейбусом", что, по мнению врачей и адвокатов, не могло не сказаться на психике компьютерного гения. Через 10 месяцев, когда закончится курс лечения, станет ясно, сможет ли Макаров отвечать перед законом за свои преступления.