Ученые из США решили, что тяга к убийствам и расстрелам распространяется как вирус или зевота
Global Look Press
Ученые из США решили, что тяга к убийствам и расстрелам распространяется как вирус или зевота
 
 
 
Ученые из США решили, что тяга к убийствам и расстрелам распространяется как вирус или зевота
Global Look Press

Американские ученые пытаются выявить причины, которые толкают людей на организацию массовых убийств со стрельбой. Исследователи полагают, что желание устроить бойню заразно. По их мнению, стремление убивать может распространяться в обществе как зевота, а разносчиком опасной "заразы" являются средства массовой информации.

Закономерности повторения массовых убийств изучает физик Аризонского университета Шерри Тауэрс. В прошлом году ей удалось с помощью математических моделей определить 13-дневный период, в течение которого резко возрастает вероятность повторения бойни. К сожалению, выводы сотрудницы университета "подтверждаются чаще, чем ей хотелось бы", пишет The Washington Post.

Например, в ночь на 21 февраля в городе Каламазу (Мичиган) водитель такси Uber Джейсон Далтон застрелил шестерых человек. А через пять дней после стрельбы в Каламазу житель Канзаса расстрелял на фабрике по производству газонокосилок Excel Industries 17 человек. Трое пострадавших скончались. Злоумышленник начал стрелять по потерпевшим из своего автомобиля.

"Для Тауэрс новый эпизод стрельбы казался почти неизбежным", - отмечает издание.

На фоне череды расстрелов криминологи, полиция и ФБР изучают вирусную эпидемиологию и поведенческую психологию, чтобы понять, что мотивирует стрелков и не является ли желание убивать чем-то вроде гриппа.

"Эти события концентрируются в определенных промежутках времени, и одно повышает вероятность того, что состоится и другое", - считает Гэри Слаткин, врач-эпидемиолог из Университета штата Иллинойс в Чикаго. Слаткин руководит организацией "Излечи насилие" (Cure violence), которая рассматривает преступление как болезнь. По его мнению, стремление убивать носит "характерные черты заразной болезни".

Важную роль в "провоцировании" новых расстрелов играет пресса, утверждают исследователи. По мнению Тауэрс, расстрелы, при которых погибает менее четырех человек, не получают освещения в общенациональных выпусках новостей. В итоге меньше вероятности, что кто-то решит повторить преступление.

"Именно наиболее растиражированные события заставляют обращаться к терминам вирусологии - инкубационный период, переносчики, восприимчивость - при обсуждении массовых расстрелов, которые, метафорически выражаясь, распространяются, подобно простуде, перемещаясь из детских садов в дома и офисы", - говорится в статье The Washington Post.

Тауэрс установила, что до 30 процентов всех массовых расстрелов являются "отзвуками" других подобных преступлений, совершенных чуть ранее, сообщает InoPressa.

Впрочем, "инкубационный период вируса насилия" может быть и более продолжительным. "Убийц часто вдохновляют прошлые случаи массовых расстрелов - они хвалят то, что было сделано их предшественниками, совершенствуют их методы и стремятся превзойти их по числу жертв и резонансности", - утверждает американская газета.

Например, уже больше 15 лет бойня в школе "Колумбайн" вдохновляет подростков из США и других стран на попытки повторить массовое убийство.

"Поведение заразно", - констатирует автор статьи Майкл Розенуолд, приводя в качестве примера зевоту или дурное настроение начальства, передающиеся окружающим. Исследователи считают, что с такой же легкостью может распространяться и тяга к совершению тяжких преступлений.

Исследования показали, что угоны самолетов в 1970-х годах носили "инфекционный" характер. То же касается превышения скорости, массовых беспорядков и даже военных переворотов. Эффект "заражения" особенно сильно проявляется при самоубийствах, пишет The Washington Post.

Во многих случаях основным "переносчиком заразы" служат средства массовой информации. Освещение угонов приводило к еще большему числу угонов. Освещение самоубийств, особенно известных людей, имеет тот же эффект, утверждает Розенуолд. В качестве примера он приводит факт повышения числа суицидов на 12% по всей стране в течение месяца после самоубийства Мэрилин Монро.

Некоторые исследователи полагают, что убийцы тоже могут действовать из желания подражать своим предшественникам. К такому выводу пришел, например, профессор психиатрии в Калифорнийском университете (Сан-Диего) Дж. Рейд Мелой.

"И тем не менее они также хотят отличиться (от своих предшественников. - Прим. NEWSru.ru). Это сущий парадокс", - добавил Мелой.

Для объяснения причин, по которым стремление убивать передается далеко не всем людям, эпидемиолог Слаткин использует понятие восприимчивости. На ее степень влияют такие факторы, как социальная изоляция, депрессия или наличие параноидальной формы тяжелых психических заболеваний.

"Они (случаи массовых расстрелов. - Прим. Inopressa) всегда являются выражением страдания, которое проявляется в психосоциальном кризисе, носящем одновременно характер убийства и самоубийства", - говорится в недавно опубликованной работе в журнале Comprehensive Psychology.

По просьбе чиновников здравоохранения газеты и информагентства в основном перестали сообщать о самоубийствах, если они не считаются заслуживающими освещения в печати. Это помогло снизить число самоубийств, пишет The Washington Post.

Теперь ведется кампания под названием "Не называйте их" (Don't Name Them), начатая в Центре ALERRT Техасского университета, где тысячи сотрудников правоохранительных органов каждый год проходят обучение по предотвращению массовых расстрелов.

Однако Шерри Тауэрс, на труды которой ссылаются активисты, скептически к этому относится. "Нельзя нарушать права, данные первой поправкой к Конституции США, - говорит она. - Это касается не только средств массовой информации. Здесь есть и другие факторы".

Напомним, в первой поправке речь идет о защите свободы слова и прессы.

Отметим также, что освещение преступлений в СМИ важно не только с точки зрения выяснения мотивов и намерений злоумышленника, но и ради анализа работы правоохранительных органов и реакции общества.

В ходе работы Тауэрс не обнаружила связи между статистикой психических заболеваний и массовых расстрелов по штатам. Но она пришла к выводу, что "численность собственников огнестрельного оружия по штатам в значительной степени связана с частотой массовых убийств с применением огнестрельного оружия, случаев стрельбы в школах".