В Самарской области охрана исправительной колонии №6 (ИК-6) забила насмерть заключенного с применением спецсредств. В ответ 1500 заключенных объявили голодовку.
В связи с событиями в ИК-6 фонд "В защиту прав заключённых" обратился к Уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину и в прокуратуру, сообщается в заявлении фонда, поступившем на адрес редакции NEWSru.ru.
В заявлениях правозащитников говорится, что 8 октября 2007 года в Фонд «В защиту прав заключённых» поступила тревожная информация о нарушении прав человека в исправительном учреждении № 6 Самарской области... мы провели собственное расследование событий, произошедших в Самарской области с 3 сентября по 4 октября 2007 года... Вот как выглядит картина произошедшего в деталях, известных нам на 9 октября 2007 года:
По данным правозащитников, 19 сентября 2007 года осужденный Вячеслав Подангин был избит с особой жестокостью, с применением спецсредств и наручников, в штабе ИК-6. В этот же день он был госпитализирован в стационар медико-санитарной части колонии № 19, откуда с диагнозом "хронический бронхит и хронический пилонефрит" был выписан 24 сентября 2007 года, чтобы скрыть преступление от проверяющих.
С 24 по 26 сентября Подангин Вячеслав Иванович находился в отряде № 7 ИК-6. 26 сентября он был помещён в медико-санитарную часть ИК-6, где пробыл до 2 октября. 2 октября 2007 года Подангина в крайне тяжелом состоянии (изо рта и заднего прохода у него шла кровь) вывезли в ИК-19, где на следующий день он скончался.
По сведениям, которыми располагает фонд "В защиту прав заключенных", Подангин умер от жестоких побоев, нанесенных ему 3 сентября 2007 года в ИК-6 Самарской области. В избиении Подангина непосредственное участие принимал начальник Отдела безопасности колонии Стариков И.Е., а избивала осужденного смена дежурного помощника начальника колонии Алабаева.
4 октября 2007 года все заключённые ИК-6 (по сведениям правозащитников, около 1,5 тысячи человек), узнав о смерти Подангина, объявили голодовку.
Правозащитников также тревожит то, что угрозы в свой адрес получали родственники погибшего заключенного. После похорон Подангина его мать, Мария Егоровна, проживающая в Самарской области, подверглась шантажу и запугиванию с угрозой убийства членов семьи (предположительно - двух других ее сыновей). Шантажисты добивались, чтобы женщина отказалась от попыток обращения в прокуратуру с требованием расследовать смерть сына.
В заявлении правозащитников перечислены фамилии заключенных, которые готовы подтвердить, что смерть Подангина стала следствием насильственных действий со стороны администрации колонии. Некоторые из них видели, как избитого заключенного несли из штаба в медсанчасть. При этом его сопровождали начальник отряда № 7 Малолеткин и начальник ОБ колонии Стариков И.Е.
Другие во время осмотра пострадавшего 21 сентября видели, что его тело от лопаток до колен, а также в области живота и паха, имело синий цвет от тяжелых кровоподтеков. А голова Подангина была разбита.
Фонд "В защиту прав заключенных" просит считать свои заявления сообщением о следующих преступлениях: убийство, превышение должностных полномочий, неоказание надлежащей медицинской помощи заключенному, шантаж и запугивание.
Правозащитники потребовали от прокуратуры Самарской области и УФСИН по Самарской области провести проверку в порядке прокурорского надзора в ИК-6 Самарской области, допросить указанных в заявлении осуждённых и потребовали от прокуратуры Самарской области и УФСИН по Самарской области обеспечить безопасность здоровья и жизни этих осужденных.
Кроме того, фонд просит Владимира Лукина оказать содействия в проверке ИК-6 Самарской области, других исправительных учреждений Самарской области - №№ 4, 19, 13, 29, по которым также есть информация о нарушении прав человека (пытки, убийства, избиения).