Британские судьи решили оставлять на свободе грабителей, если они являются алкоголиками, наркоманами или даже игроманами. Тем самым власти рассчитывают разгрузить переполненные тюрьмы.
В Великобритании принят новый закон, согласно которому значительно смягчаются наказания для воров и грабителей, преступивших закон от безысходности. Под последним обстоятельством понимается нарко- или алкогольная зависимость, а также если преступник страдает игроманией, пишет газета The Telegraph.
При этом закон спасет преступника от тюрьмы даже в том случае, если его жертвой будет заведомо уязвимый человек - например, преклонного возраста.
Отныне судьи должны будут учесть при вынесении приговора, не страдал ли подсудимый какой-либо формой зависимости в момент совершения преступления. А также мог ли обвиняемый испытывать отчаяние по каким-то объективным причинам.
Новые принципы назначения приговоров были подготовлены Коллегией по выработке указаний для вынесения приговоров под председательством лорда Филипса.
Они будут действовать при вынесении приговора ворам, в том числе и карманникам, а также грабителям, которые не использовали в ходе грабежа насилие. При этом объектом ограбления не должна быть частная собственность: это может быть банк, церковь или медицинское учреждение.
Рекордно высокие относительные и абсолютные показатели числа заключенных заставляют британские власти идти на беспрецедентные меры по высвобождению внутренних площадей тюрем и следственных изоляторов.
По данным юристов, многие преступники в суде жалуются на то, что на преступление их толкнула какая-то форма зависимости или крайняя нужда. Теперь суды получили возможность учитывать эти обстоятельства более активно.
В настоящее время в британских тюрьмах содержится 82 тысячи заключенных единовременно. Из них каждый день порядка 80 человек выходят на свободу условно-досрочно.
По новым правилам, за грабеж, жертвой которого явился заведомо уязвимый человек, преступнику назначается наказание в виде лишения свободы от 4,5 месяца до 3 лет. При этом максимальный срок касается только тех случаев, где имели место угрозы насилия или само насилие.
Если же целью налетчика был магазин, а насилие было незначительным и жертва отделалась синяками, преступник и вовсе может рассчитывать остаться на свободе.
Впрочем, не все согласны с таким радикальным решением проблемы перенаселенности тюрем. Так, министр юстиции оппозиционного правительства Ник Герберт полагает, что "наказание должно соответствовать тяжести преступления, вне зависимости от вместительности тюрем". Ему вторит член комитета при МВД консерватор Патрик Мерцер, который не видит причин для такой вольности.
Беспокойство перед такими либеральными поправками выказал и Стивен Аламбритис из Федерации малого бизнеса. По его словам, никак нельзя допускать, чтобы закоренелый вор или грабитель торговых точек избегал наказания за свои преступления. Необходимо сохранять грань между преступником и добропорядочным покупателем.