В Петербурге неонацист Рыжий Тарзан не признал вину в разбое и поджоге церкви
Пятый канал
В Петербурге неонацист Рыжий Тарзан не признал вину в разбое и поджоге церкви
 
 
 
В Петербурге неонацист Рыжий Тарзан не признал вину в разбое и поджоге церкви
Пятый канал

В среду Невский районный суд Петербурга приступил к рассмотрению по существу уголовного дела, возбужденного в отношении националиста и участника турниров по боям без правил Вячеслава Дацика по кличке Рыжий Тарзан.

В ходе первого заседания подсудимый, которому инкриминируют вооруженный грабеж и поджог церкви, не признал свою вину по идеологическим мотивам, передает РИА "Новости".

"Деяние было совершено мной, вину свою не признаю", - сказал Дацик. Он также отметил, что в ходе следствия, по его мнению, было допущено множество нарушений. В частности, не были опрошены свидетели, на которых указал обвиняемый. Также не были установлены мотивы совершения преступлений.

По словам подсудимого, вину он не признает по той причине, что считает нынешнюю российскую власть нелегитимной.

В зал судебного заседания Дацика доставили под усиленным конвоем. В ходе слушаний в помещении присутствовали около 15 сотрудников правоохранительных органов и бойцы спецназа службы судебных приставов, еще трое приставов дежурили у дверей зала заседаний снаружи. У дверей зала суда Рыжий Тарзан на виду у многочисленных журналистов вскинул правую руку в нацистском приветствии.

Перед началом заседания бывшая жена кикбоксера Вячеслава Дацика завела в зал его двоих детей - мальчика и девочку. Он пообщался с ними через решетку, окружающую скамью подсудимых. После этого мать вывела детей из зала, но сама вернулась на заседание.

В ходе заседания Дацик и его защита заявили ряд ходатайств, часть из которых судья удовлетворил. В частности, судья постановил приобщить к материалам дела документы ранее проведенных психолого-психиатрических экспертиз, проведенных в отношении подсудимого.

В свою очередь, гособвинитель попросил суд провести повторную экспертизу, так как материалы ранее проведенных обследований противоречат друг другу.

Кстати, процессуальный статус Вячеслава Дацика до сих пор непонятен: согласно новой экспертизе, он признан вменяемым, но при этом к нему продолжают применять принудительные меры медицинского характера.

Тем временем Вячеслав Дацик продолжает "заваливать" суд жалобами. Считая себя белорусом по национальности, он требует предоставить ему переводчика с русского на белорусский язык. Отказ в этом подсудимый считает грубым нарушением своих прав и готов дойти до Страсбургского международного суда по правам человека.

Среди участников процесса есть и Светлана Дацик, мать обвиняемого. По ее мнению, гособвинитель "несет ахинею", и все происходящее - "спланированная диверсия" против ее сына. "Как это у него нет регистрации? Она что, не могла посмотреть прописку у него в паспорте?!" - комментирует женщина решение прокуратуры оставить обвиняемого под арестом.

По словам Светланы Дацик, ее сына якобы неоднократно жестоко избивали в "Крестах" бойцы тюремного спецназа "Тайфун". А лечили его только анальгином, и это при серьезных травмах головы, которые он получил во время этих избиений, утверждает женщина.

Поджигатель храма устроил возгорание и в суде

Вместе с Вячеславом Дациком в поджоге прихода преподобного Серафима Вырицкого на Загребском бульваре в Купчино подозревается и Павел Степанов, который тоже не признает вину. Обоим инкриминируют ч.3 ст.30 и ч.2 ст.167 УК РФ). За разбой и поджог Дацику грозит до десяти лет лишения свободы.

Преступление, связанное с нападением на служителей православного культа, произошло вечером 22 августа 2010 года. В тот день алтарник Александр Козубов и пожилой сторож Леонид услышали треск забора и подумали, что это шалят какие-то дети. Они вышли наружу и побежали в разные стороны, чтобы поймать нарушителей, писало ранее издание "БалтИнфо".

По словам алтарника, он увидел Дацика, который поливал стену прихода из бутылки какой-то горючей жидкостью. Александр Козубов подбежал к злоумышленнику и закричал "Нельзя!", но Дацик кинул зажженную спичку, а вместо ответа ударил церковнослужителя в лоб, отчего тот упал и потерял сознание.

Когда Александр Козубов очнулся, уже начинался серьезный пожар, а поджигатель скрылся. "Конечно, надо было вызвать сразу и милицию, и пожарных, но когда я увидел Дацика, то просто растерялся", - рассказал позднее алтарник. Он отделался сравнительно легкими повреждениями, а сторож-пенсионер Леонид был серьезно избит. Кто это сделал, Александр Козубов не знает.

Подельник Дацика Павел Степанов приходил в храм еще до поджога, утверждает служитель церкви. Он якобы зашел и стал говорить, что хочет пожертвовать крупную сумму, но готов передать деньги только лично настоятелю храма. А того как раз в этот момент в приходе не было. "Не знаю, зачем он приходил. При поджоге я его не видел. Может, проводил заранее какую-то "разведку", - предположил Александр Козубов.

Сам Павел Степанов опровергает слова потерпевшего. "Это полный бред и наглая ложь, я никогда туда не приходил. Уверен, что и Слава тоже не участвовал", - утверждает обвиняемый. Он считает, что следствие сделало его фигурантом дела просто потому, что они с Дациком близкие друзья.

На процессе, который ведет судья Игорь Соханенко, тоже не обошлось без происшествий с поджогом. 15 марта во время перерыва между предварительными заседаниями Рыжий Тарзан находился в конвойном помещении, когда там началось возгорание. Позже Дацик сообщил своей матери Светлане через решетку в зале суда, что в комнате замкнуло проводку. Однако один из сотрудников суда рассказал, что, по его сведениям, подсудимый сам поджег там какую-то бумажку.

Этим экстравагантные выходки обвиняемого не исчерпались. "Дацик Смертослав Сварожич, по вашему оккупационному паспорту Дацик Вячеслав Валерьевич", - так представился Рыжий Тарзан после соответствующего вопроса судьи Невского районного суда Игоря Соханенко.

Напомним, радикальный националист и бывший участник боев без правил Вячеслав Дацик был арестован в 2007 году по обвинению в серии разбойных нападений на салоны сотовой связи на территории Петербурга. По решению суда Дацик был признан невменяемым, ему было назначено принудительное психиатрическое лечение с спецучреждении.

Летом 2010 года Дацик был переведен в обычную стационарную Дружносельскую психиатрическую больницу в Ленинградской области, откуда сбежал уже в августе 2010 года. В итоге он каким-то неизвестным способом пробрался в Норвегию. 22 сентября 2010 года он сдался властям и попросил политического убежища. Под предлогом найденного у Дацика пистолета его арестовали.

7 октября 2010 года миграционная служба Норвегии отказала неонацисту в убежище. За незаконное ношение оружия на территории Норвегии он был осужден к 8 месяцам тюрьмы, причем срок наказания истекал в мае 2011 года. 16 февраля 2011 года суд Осло вынес решение об экстрадиции националиста в Россию. И хотя Дацик обжаловал это постановление в Верховном суде Норвегии, оно было выполнено.

В Петербурге Дацика поместили в следственный изолятор "Кресты" по обвинению в разбойном нападении на салон сотовой связи в Невском районе, которое он совершил сразу после побега из Дружносельской психбольницы. За этот эпизод ему инкриминировали ч.2 ст.162 УК РФ.

После принудительного возвращения в Россию Дацик не раз становился героем скандальных новостей. Так, в ноябре 2011 года он устроил дебош в Красногвардейском районном суде. А в январе 2012 года возникли слухи, что Рыжего Тарзана убили в "Крестах", а руководство управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было вынуждено выступить с официальным опровержением этой информации.