В Хабаровске впервые осудили расистов за убийство гражданина Азербайджана
Архив NEWSru.ru
В Хабаровске впервые осудили расистов за убийство гражданина Азербайджана
 
 
 
В Хабаровске впервые осудили расистов за убийство гражданина Азербайджана
Архив NEWSru.ru

На Дальнем Востоке вынесен приговор двум местным жителям, признанным виновными в жестоком убийстве уроженца Азербайджана. Злоумышленники заранее договорились зарезать остановившегося по их требованию водителя, если он окажется "кавказцем". Это первый в истории Хабаровского края приговор за преступление на почве расизма.

В понедельник Хабаровский краевой суд приговорил каждого из обвиняемых к 14 годам лишения свободы, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на краевую прокуратуру. Наказание осужденные будут отбывать в колонии строгого режима.

Жители Хабаровска 27-летний Александр Шемелин и 31-летний Дмитрий Попонов "признаны виновными в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, по мотиву национальной ненависти".

Судом доказано, что 23 марта 2008 года подсудимые по предварительному сговору совершили убийство гражданина Азербайджана Шахвердиева Расима Яхья-оглы. Они остановили автомашину Nissan и попросили водителя такси подвезти их в один из районов города. При этом злоумышленники заранее договорились расправиться с шофером какой-либо машины, если он окажется человеком с внешностью кавказца.

Когда машина остановилась в указанном месте, преступники убили водителя. По версии следствия, Папонов удерживал таксиста сзади, а Шемелин нанес ему 24 удара перочинным ножом в голову, шею и туловище. От полученных ран азербайджанец скончался на месте, пишет "Газета GZT". Александра Шемелина задержали на месте преступления, а Дмитрия Папонова через месяц.

В ходе предварительного расследования Шемелин и Папонов признали себя виновными и рассказали, что ненавидят кавказцев за то, что они "ведут себя нагло по отношению к русским". Поэтому подследственные хотели "очистить город от лиц кавказской национальности".

На жестком диске принадлежащей Шемелину видеокамеры следователи обнаружили множество материалов националистического, расового и фашистского характера. Обвиняемый также сообщил, что когда-то входил в сообщество хабаровских скинхедов. Некоторые из свидетелей сообщили, что Шемелин и Папонов часто открыто выражали свою ненависть к кавказцам и иногда предлагали убивать их.

Однако в суде (процесс начался в августе 2008 года) подсудимые стали давать иные показания: они утверждали, что оговорили себя под давлением следствия. По их словам, 23 марта они были пьяны, у них оставалось лишь сто рублей, поэтому они решили съездить к брату Папонова, чтобы занять у него денег. Они остановили машину Шахвердиева, пообещали заплатить ему 300 рублей, а приехав на место, пообещали водителю принести деньги.

Однако, по словам подсудимых, Шахвердиев повел себя агрессивно, стал ругаться и хватать Шемелина за одежду. Последний вытащил нож и напал на водителя, пишет газета "Коммерсант". Папонов же, по его словам, попытался разнять дерущихся, но Шемелин случайно порезал руку и ему. Таким образом, по версии подсудимых, в их действиях не было ни сговора, ни группового участия в убийстве, ни мотива национальной ненависти.

Версию подсудимых опровергли показания свидетелей, в частности, бойцов патруля армейской милиции, задержавших Шемелина на месте преступления. По их словам, белый Nissan Cube, принадлежащий Шахвердиеву, сначала петлял по дороге, а потом раздался долгий сигнал клаксона. Когда патрульные приблизились к машине, из нее спокойно вышли Шемелин и Папонов.

Гособвинитель Елена Пушмина потребовала для Александра Шемелина наказания в виде 16 лет лишения свободы, а для Дмитрия Папонова - 15 лет. По ее словам, это первый в истории хабаровского краевого суда случай доведения до приговора за убийство по мотивам национальной ненависти.

Суд признал подсудимых виновными по п."ж,л" ч.2 ст.105 УК РФ (убийство). При этом было учтено отсутствие у обвиняемых судимостей, а также то, что на начальном этапе расследования они сотрудничали со следствием.

Обвиняемые намерены обжаловать приговор, поскольку не согласны с квалификацией мотива преступления. По их мнению, национальность водителя их не интересовала.