Гражданин Руанды Жозеф Хабимана задержан в Воронежской области за нарушение паспортно-визового режима. Ранее о Хабимане писали все местные газеты, он стал героем и телерепортажей.
Африканец рассказал журналистам, что потерял документы и связь с семьей и поэтому вынужден жить в отдаленном селе Гремячий Колодезь Семилукского района Воронежской области, где за жилье и еду рубит дрова и пасет коров.
По словам Хабиманы, в середине 90-х годов он приехал в Россию учиться в Институте дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Окончив подготовительный факультет в Москве, уроженец Руанды отправился учиться на физико-математический факультет Воронежского пединститута.
После обострения межэтнического конфликта в Руанде между двумя главными кланами - тутси и хуту - произошёл государственный переворот, и родина не смогла больше оплачивать обучение своих студентов в вузах России.
Студенту четвертого курса Жозефу Хабимане было предложено платить самому около 1000 долларов в год, и тогда он взял академический отпуск, чтобы заработать на обучение. Жил на съёмных квартирах, пытался копить деньги, пока на одной из квартир его не обокрали. Тогда же у него похитили все документы. Так африканец попал в типично русскую категорию бомжей, пишет местная газета "Мое".
Посольство Руанды в Москве к тому времени из-за долгов за аренду недвижимости было ликвидировано. На войне погибли двое братьев Хабиманы, чуть раньше умер его отец. Несколько раз Жозеф писал домой, но ответа так и не получил.
Как-то Хабимана встретил в Воронеже однокурсника родом из Гремячего Колодезя, тот предложил поехать в село, чтобы африканец поухаживал за его престарелой родственницей. Полгода Жозеф пожил у неё, а потом перешёл в дом к Елене Васильевне Васильевой, инвалиду второй группы. В селе африканец прижился, местные жители прозвали его Максимкой.
"Здесь, в деревне, денег почти никто не признаёт, - рассказывает Жозеф, - только магарычи. Так и спиться недолго. На родине я пил только пиво. Тут, конечно, и самогонку попробовал, но опять к пиву вернулся. После него голова утром не болит. А мне надо деньги зарабатывать - может быть, когда-нибудь попаду на родину. Хотя встанешь зимним утром, тропинку в снегу отроешь, санки возьмёшь, в лесок по дрова сходишь и думаешь про себя: "Какой я, к чёрту, теперь африканец? Типичный русский, только кожа тёмного цвета".
В феврале заместитель начальника ОВИРа паспортно-визовой службы ГУВД области Инна Куцова заявила, что африканцу можно помочь: "Обычно, когда иностранцы попадают в такое положение, они приходят в РОВД по месту своего пребывания, пишут заявление об утрате документов, взамен получают справку и с ней едут в посольство своей страны в Москве. Но поскольку посольства Руанды в России нет, Жозеф должен обратиться в паспортно-визовую службу Семилукского района или к нам в ОВИР, где ему помогут в приобретении билета на родину, оформив соответствующие документы".
Однако в милицию Максимка так и не обратился, а после выхода сюжетов по телевидению 40-летним иностранцем заинтересовались сами правоохранительные органы. Его поместили в спецприемник для выяснения обстоятельств, сообщает "Интерфакс". Как отметили сотрудники милиции, на депортацию гражданина Руанды на родину средств нет. Рассматривается возможность разрешить Хабимане вернуться обратно в деревню.