Лидер "севастопольских" по кличке Моисей получил всего 8 лет колонии за 5 убийств, оказавшись филантропом
МВД по Республике Татарстан
Лидер "севастопольских" по кличке Моисей получил всего 8 лет колонии за 5 убийств, оказавшись филантропом
 
 
 
Лидер "севастопольских" по кличке Моисей получил всего 8 лет колонии за 5 убийств, оказавшись филантропом
МВД по Республике Татарстан

В среду Верховный суд Татарстана вынес на удивление мягкий приговор криминальному авторитету, входившему в одну из самых опасных преступных группировок в России. 47-летний Владимир Моисеев по прозвищу Моисей руководил бандой "Севастопольские", которая подчинила себе криминальный мир не только Казани, но и обеих российских столиц. За серию убийств мафиозо, ставший меценатом, проведет за решеткой всего несколько лет.

Владимира Моисеева признали виновным в пяти убийствах, совершенных в Казани и Санкт-Петербурге в конце XX века, передает "Интерфакс" со ссылкой на помощника председателя суда Наталью Лосеву.

"Суд приговорил Владимира Моисеева к восьми годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима", - сообщила она.

При назначении наказания суд учел наличие у обвиняемого троих детей, частичное признание, положительные характеристики, а также благотворительную деятельность, подчеркнула представитель суда.

При вынесении решения суд удовлетворил гражданские иски четверых потерпевших, и Владимир Моисеев должен выплатить каждому из них по 300 тысяч рублей. Будет ли осужденный обжаловать приговор, пока не известно.

В свою очередь старший помощник прокурора Татарстана Равиль Вахитов сообщил, что прокуратура считает приговор обоснованным, а наказание достаточным. При этом гособвинение запрашивало для Владимира Моисеева 10 лет колонии строгого режима.

Осужденному лидеру гангстеров инкриминировали пп."д", "з", "н" ст.102 УК РСФСР (умышленное убийство двух и более лиц). Также Моисея первоначально обвиняли по ст.77 УК РСФСР (бандитизм), но суд согласился с гособвинением и прекратил уголовное преследование в связи с истечением срока давности.

Ранее сообщалось, что Владимира Моисеева подозревали в убийствах конкурентов Маврина и Ширшова, входивших в банду "Жилка". Эти преступления совершены в октябре 1994 года в Казани. Он также причастен к расправе над главарем этой группировки Хайдаром Закировым и двумя его приспешниками в августе 1996 года в Санкт-Петербурге.

Владимир Моисеев и другой лидер "Севастопольских", 51-летний Зуфар Утяганов, находились в международном розыске и были задержаны Интерполом. Моисея экстрадировали из Польши, а его сообщника - из Черногории.

Московский отель заселили киллеры

Конгломерат банд "Cевастопольские" был создан Ленаром Речаповым, который первоначально являлся главарем казанских ОПГ "Слобода" и "Борисково". Позднее он проживал с семьей в московской гостинице "Севастополь", являясь одним из ее учредителей. Там же летом 1992 года и возникло одноименное межрегиональное преступное сообщество, объединившее больше двадцати различных банд и бригад гангстеров. В частности, к "Севастопольским" примкнули казанские группировки "Низы", "Грязь", "56-й квартал", "Бригада "Ильфатея", "Чайники" и другие.

Целью "бандитского холдинга" стало устранение конкурентов в криминальном мире. Главным соперником "Севастопольских" оказалась группировка "Жилка" во главе с Хайдаром Закировым по прозвищу Хайдер. Также противниками Речапова и его приспешников стали члены бригады "Новотатарские" и другие банды.

Конфликт разразился из-за борьбы за сферы влияния и источники дохода. В частности, противоборствующие кланы хотели "крышевать" Казанский ликеро-водочный завод.

"Севастопольские" тщательно организовывали убийства конкурентов: "на дело" они выходили по 6-7 человек и зачастую использовали форму сотрудников милиции. Жертв непременно добивали контрольными выстрелами, а свидетелей тоже не оставляли в живых. В арсенале группировки имелось различное оружие и значительное количество боеприпасов: бандиты использовали автоматы, карабины, пистолеты-пулеметы, винтовки. Также у них найдены граната Ф-1, несколько взрывателей, устройства для бесшумной и беспламенной стрельбы.

6 октября 1995 года "Севастопольские" попытались устранить своего главного врага, на которого они устроили засаду в Северной столице. Тогда член группировки Андрей Баринов по прозвищу Барин расстрелял Хайдера и его охрану из автомата Калашникова прямо в кабине лифта в доме №128 по проспекту Энгельса. Двое телохранителей, прикрывшие собой босса, погибли, но сам мафиозо спасся. Год спустя "Севастопольские" все же убили Хайдера выстрелом из снайперской винтовки.

В 1998 году тот же Барин помог "56-му кварталу" организовать в Казани покушение на лидера конкурирующей банды "Савинка" по кличке Хомяк. Обвиняемый привез из Москвы взрывное устройство и снайперскую винтовку. Однако план ликвидации Хомяка провалился: устройство, прикрепленное к днищу его машины, не сработало, а сам он, узнав о заговоре, скрылся из города.

После смерти Речапова в феврале 1995 года банду, согласно данным правоохранительных органов, возглавили Рустем Сайманов по кличке Сайманчик, Зуфар Утяганов и Владимир Моисеев.

Главаря по кличке Дракон избавили от наказания

Следует отметить, что преступники также довольно успешно штурмовали политический олимп. Например, один из главарей "Севастопольских" Зуфар Утяганов участвовал в выборах в госсовет Татарстана, правда, в последний момент он был снят с регистрации. А другой лидер - Радик Юсупов - к моменту своего ареста занимал должность спортивного директора футбольного клуба "Рубин".

К моменту задержания многие "Севастопольские", которым сейчас по 40-47 лет, обзавелись семьями, работой и легальным бизнесом в Москве и Казани. Вчерашние гангстеры превратились в рестораторов, строительных магнатов, преуспевающих торговцев и благотворителей, "производя впечатление вполне добропорядочных граждан", отмечали ранее в следственных органах.

Суд над "Севастопольскими" начался в марте 2010 года и завершился 17 августа. Обвинения в бандитизме и убийстве (по УК РСФСР) были предъявлены 14 членам банды "Севастопольские". Среди прочего было установлено, что с 1992 по 1996 годы участниками группы убиты 20 человек, а также совершено три покушения.

Верховный суд Татарстана признал фигурантов виновными в убийствах, покушении на убийство, пособничестве в убийстве. Все эти преступления совершались при отягчающих обстоятельствах, в отношении двух и более лиц, общеопасным способом и по предварительному сговору (ст.102, ст.15 - ст.102, ст.17 - ст.102 УК РСФСР).

Однако российская Фемида отнеслась к влиятельным бандитам, покорившим обе столицы, благосклонно. С десятерых фигурантов были в итоге сняты обвинения в бандитизме, а также несколько эпизодов по статье "Убийство". В итоге в связи с истечением срока давности двое преступников были освобождены от наказания. Среди них оказался один из лидеров - 44-летний Радик Юсупов по прозвищу Дракон. В отношении других трех членов банды уголовное преследование было прекращено.

Остальные подсудимые получили от условного срока до 9,5 года колонии общего режима. Один из главарей группировки, бывший спортивный директор футбольного клуба "Рубин" 47-летний Рустем Сайманов проведет 6 лет в колонии общего режима.

Между тем гособвинение запрашивало для 12 "севастопольских" от 8 до 13 лет колонии строгого режима и лишь двоих предлагало из-за истечения срока давности оправдать или назначить им минимальные сроки наказания.

В декабре 2010 года Верховный суд России отменил приговор Верховного суда Татарстана в отношении 14 членов казанской банды "Севастопольские" как излишне мягкий.

18 апреля 2011 года в Верховном суде Татарстана стартовал повторный процесс над 14 членами банды "Севастопольские". В сентябре суд приговорил 13 человек к срокам от 8 лет условно до 11 лет лишения свободы в колонии общего режима. Некоторые из них обжаловали приговор в Верховном суде России, посчитав себя невинно пострадавшими или наказанными слишком сурово.

Дело Зуфара Утяганова, на счету которого оказалось 22 убийства (четыре из них он совершил лично), рассматривалось в особом порядке, поскольку он активно сотрудничал со следствием. Суд приговорил его к 9,5 года лишения свободы в колонии общего режима.