Глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов объяснил, почему нельзя было банкротить банк ВЕФК
lenta.ru
Глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов объяснил, почему нельзя было банкротить банк ВЕФК Фактически пенсионные деньги числились за "Почтой России", которая при банкротстве банка ВЕФК попадала в третью очередь, и пенсионеры остались бы ни с чем
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов объяснил, почему нельзя было банкротить банк ВЕФК
lenta.ru
 
 
 
Фактически пенсионные деньги числились за "Почтой России", которая при банкротстве банка ВЕФК попадала в третью очередь, и пенсионеры остались бы ни с чем
НТВ
 
 
 
Фактически АСВ подстраховало ПФР от крупных неприятностей
Вести

Глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов объяснил, почему нельзя было банкротить банк ВЕФК. Эту кредитную организацию спасло только то, что она обслуживала пенсионные счета "Почты России". В случае банкрот­ства, а не санации банка ВЕФК полутора миллионам петербургских пенсионеров ждать своих денег пришлось бы не один месяц, пишет РБК daily.

По оценкам АСВ, объем обязательств банка ВЕФК на момент передачи его активов в агентство составлял порядка 60 млрд рублей, из которых примерно половину суммы составляли депозиты физлиц. Как рассказал глава АСВ Александр Турбанов, погашение обязательств в рамках системы страхования вкладов (по действующему законодательству государство страхует вклады до 700 тысяч рублей) перед вкладчиками обошлось АСВ в 20 млрд рублей.

При этом агентству пришлось заняться и пенсионными счетами, которые держала в банке ВЕФК "Почта России". По словам Турбанова, речь шла о 1,5 млн счетов питерских пенсионеров. На них, как пояснил зам­главы агентства Андрей Мельников, находилось 12-13 млрд рублей.

Как уточнили РБК daily в АСВ, фактически пенсионные деньги числились за "Почтой России", которая при банкротстве банка ВЕФК попадала в третью очередь, и пенсионеры остались бы ни с чем. Поэтому ВЕФК банкротить не стали, общая же его санация обошлась в 50 млрд рублей.

По словам Александра Турбанова, в банке должны были начаться выплаты пенсий, однако из-за проблем ВЕФК не смог бы выполнить свои обязательства. Поэтому пришлось срочно бросить деньги на выплату пенсий. "В конце октября 2008 года банк уже начал их выплачивать", - рассказал Турбанов. Он также признался, что агентству пришлось санировать банк, а не банкротить его, чтобы избежать социальных проблем.

Опасения главы АСВ были вполне оправданны: в случае запуска процедуры банкротства банку пришлось бы заморозить счета пенсионеров, а значит, своевременная выплата пенсий в Санкт-Петербурге оказалась бы под угрозой. Более того, учитывая финансовое состояние бывшего ВЕФК, вернуть пенсионные деньги для Пенсионного фонда России (ПФР) стало бы настоящей проблемой.

Фактически АСВ подстраховало ПФР от крупных неприятностей. Если бы не оперативное вмешательство агентства, буквально за считанные дни перечислившего миллиарды рублей для выплат питерским пенсионерам, ПФР мог бы понести серьезные кадровые потери. Пока же за все махинации вокруг пенсионных счетов ВЕФК (по данным ПФР, через банк ежемесячно проходило около 11 млрд рублей) ответ приходится держать экс-руководителю отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Наталье Гришкевич. В начале прошлого года она была арестована по обвинению в получении взятки в размере 18 млн рублей.

Бывшего владельца банка ВЕФК Александра Гительсона обвиняют по двум уголовным делам. Сначала банкиру инкриминировалась растрата 900 млн рублей, а в прошлом году к этому добавили мошенничество с 2 млрд рублей бюджетных средств, принадлежащих Ленинградской области.

По версии следствия, Александр Гительсон в мае 2007 года получил от неизвестных лиц подложные SWIFT-сообщения, из которых следовало, что на личные счета банкира в ВЕФКе поступили 5 млрд рублей из сербского банка "Баня-Лука".

После этого Александр Гительсон отдал распоряжение главному бухгалтеру Инкасбанка произвести зачисление этих денег на его личные счета, что и было исполнено. Затем господин Гительсон забрал из кассового хранилища ВЕФКа 2,5 млрд рублей. В последующем изъятая сумма должна быть погашена за счет средств, якобы переведенных Александру Гительсону из банка "Баня-Лука".

На самом деле, как считает следствие, чтобы компенсировать эту сумму, Гительсон вступил в сговор с бывшим председателем правления Инкасбанка Татьяной Лебедевой и предложил ей перевести деньги правительства Ленинградской области на счета банка ВЕФК.

Правительство Ленинградской области провело в 2008 году конкурс на размещение бюджетных средств, в числе победителей которого был и Инкасбанк (группа ВЕФК). На депозит кредитно-финансового учреждения было перечислено 1,8 млрд руб. Однако Инкасбанк не смог выполнить свои обязательства в установленный срок: в феврале 2009 года у него была отозвана лицензия.