Пенсии растут гораздо быстрей, чем заработные платы, лишая россиян стимула к труду
Фото NEWSru.ru
Пенсии растут гораздо быстрей, чем заработные платы, лишая россиян стимула к труду
 
 
 
Пенсии растут гораздо быстрей, чем заработные платы, лишая россиян стимула к труду
Фото NEWSru.ru

В III квартале 2010 года доля социальных выплат в структуре доходов населения выросла до 19,1% и достигла 1,5 трлн рублей, сообщил Росстат. Темпы индексации пенсий и пособий в разы превышают темп роста зарплаты, поэтому ее доля сокращается.

В первом полугодии выплачено пособий на 724 млрд рублей - на 36% больше, чем в тот же период 2009 года, объем выплаченных пенсий - 1,8 трлн рублей, на 45% больше, рассказал "Ведомостям" экономист ЦМАКП Игорь Поляков.

Доходы от предпринимательства выросли на 8,6%, фонд оплаты труда - на 9,3%, а все доходы в целом - на 11,5%. За январь-сентябрь реальные зарплаты выросли на 5%, пенсии в реальном выражении - на 38,8%.

Крен в сторону социальных трансфертов вызван стратегическим решением правительства повысить размер пенсий, напоминает Поляков. Это благоприятно повлияло на малообеспеченных, но на количественном показателе неравенства доходов не сказалось.

Коэффициент Джини - индекс концентрации доходов, показывающий степень расслоения общества, составляет, как и годом ранее, 0,41 (1 - абсолютное неравенство, 0 - равномерное распределение). У 10% самых бедных сконцентрировано, как и в 2009 году, 1,9% всех доходов, у 10% самых обеспеченных - 30,5%. Доходы 20% наименее обеспеченных в 15,8 раза меньше, чем у 20% с наивысшими доходами.

Как говорит директор центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон, рост пенсий стал существенно опережать рост зарплаты, не компенсирующей прилагаемых трудовых усилий. Это означает, что повышение пенсий может в итоге и не вести к росту благосостояния: пенсионеры могут предпочесть меньший доход - одну пенсию, отказавшись от занятости и зарплаты.

Благодаря индексации пенсий и минимальной оплаты труда удалось удержать общую динамику доходов, в кризис реальные зарплаты падали, а реальные доходы - нет.

Почти десятилетие до кризиса доля легального заработка составляла 40-45% доходов, теневого - около 25% (скрытая оплата труда, мелкое предпринимательство, доходы от недвижимости). Таким образом, доля социальных трансфертов в совокупных доходах населения увеличилась в сопоставлении с долей легального заработка с одной трети до половины, резюмирует издание.