Небольшие банки пытаются отбить клиентов друг у друга, делая ставку на сомнительный креатив
Первый канал
Небольшие банки пытаются отбить клиентов друг у друга, делая ставку на сомнительный креатив
 
 
 
Небольшие банки пытаются отбить клиентов друг у друга, делая ставку на сомнительный креатив
Первый канал

Недостаток пассивной базы спровоцировал беспрецедентный взрыв креатива в банковском маркетинге. Чтобы завлечь средства клиентов, банки не просто повышают ставки по вкладам, но и придумывают им умопомрачительные названия: "Я люблю", "Скороспелая капуста", "Семнадцать мгновений весны", пишет РБК daily.

Немного отдышавшись после осенне-зимнего оттока вкладчиков, банки вступили в новую схватку за средства клиентов. "После всплеска недоверия к банкам многие вкладчики забирали деньги из одних банков и несли их в госбанки, - рассказывает аналитик ФК "Уралсиб" Леонид Слипченко. - Известно, что "Сбербанк" и ВТБ 24 не ощутили особого оттока средств".

- Эксперты советует обращать внимание не на броскость, а на надежность

"У многих вкладчиков еще сохранился стереотип: если банк государственный, значит, самый надежный, что недалеко от правды", - говорит старший вице-президент банка Московского банка реконструкции и развития Альберт Звездочкин. По его словам, это еще больше обострило конкуренцию в банковской сфере. "Более 800 небольших, но стабильных банков оказались отрезаны от рефинансирования и государственной поддержки", - отмечает президент Ассоциации региональных банков "Россия" Анатолий Аксаков.

Кроме того, из-за роста курса доллара и евро многие вкладчики стали переводить накопления в иностранную валюту, из-за чего у многих банков возник недостаток рублевой ликвидности. Это также стимулировало банки активнее привлекать рублевые вклады.

В результате началась ожесточенная борьба за вкладчиков, деньги которых для многих небольших банков, не входящих в сотню крупнейших, являются сейчас чуть ли не единственным источником пассивов. "Сейчас с их стороны наблюдается просто взрыв креатива, который не всегда можно назвать здоровым", - считает Леонид Слипченко.

От "Семнадцати мгновений весны" и выше

Так, например, в феврале уфимский Башкомснаббанк предложил потенциальным клиентам открыть новый вклад "Скороспелая капуста". Видимо, таким названием маркетологи попытались вызвать у потенциальных клиентов ассоциации с быстрым ростом денежной массы по аналогии с популярным в определенных кругах выражением "рубить капусту" или "отстегивать капусту". Доходность по вкладу "Скороспелая капуста" составляет 17% годовых при сроке 17 месяцев и минимальном взносе в 50 тысяч рублей.

Банк "Легион" решил пойти другим путем: пытаясь вызвать ассоциацию с легендарным советским телесериалом, кредитная организация назвала свой новый вклад "Семнадцать мгновений весны", предлагая до 17% годовых. Что, впрочем, не очень оригинально: на имидже советского разведчика Макса Отто фон Штирлица банки пытаются сыграть далеко не в первый раз. Вклад с таким же названием уже несколько лет есть у кировского банка "Хлынов" и Автоградбанка из Набережных Челнов.

Впрочем, всем им далеко до креатива Банка Казани, где клиентам предлагают открыть вклад с 18% годовых под названием "Восемнадцать мгновений весны". Участники рынка не исключают, что, учитывая тенденцию роста рублевых ставок, в ближайшие месяц-два на рынке могут появиться "девятнадцать" или "двадцать мгновений весны".

В Автоградбанке с февраля начали привлекать средства во вклад с романтическим названием "Я люблю". Обещая вкладчикам за шесть месяцев "любви" 14% годовых. Возвышенно-романтическое название придумал для своего нового вклада и Мой банк - "Мечты сбываются", обещая до 17,1% годовых. Те же 17% годовых можно получить и в уфимском Инвесткапиталбанке, назвавшем новый вклад "Золотое руно". Казанский Энергобанк и вовсе решил выступить спасителем средств для вкладчиков, предложив им вложить деньги в новый депозит "Защита от кризиса", правда, предложив ставку лишь 16% годовых.

Эксперты советует обращать внимание не на броскость, а на надежность

Эксперты и банковские аналитики советуют как можно осторожнее относиться к броским названиям вкладов, особенно если речь идет о небольших по активам банках, не входящих в топ-100. "Необходимо обращать внимание не столько на название вклада и его доходность, сколько на надежность банка", - подчеркивает Альберт Звездочкин. По его словам, хотя все вышеперечисленные банки и входят в систему страхования вкладов (ССВ), уровень надежности у них неодинаков.

Отметим, что в период всплеска кризиса было немало случаев, когда банки, входящие в ССВ, просто отказывались возвращать людям вклады. Так, вкладчикам банка "Капитал Кредит" приходилось не раз пикетировать здание кредитной организации, чтобы получить обратно свои сбережения.