Премьер Владимир Путин 2 октября на встрече с главой Renault-Nissan Карлосом Гоном заявил, что "не возражает" против увеличения доли альянса в "АвтоВАЗе".
Французский Renault владеет 25% акций завода, но, по словам Карлоса Гона, теперь альянсу предлагается увеличить долю до контрольной, то есть акционером "АвтоВАЗа" может стать и японский Nissan, пишет "Коммерсант".
"В какие сроки и как может пройти сделка, еще предстоит обсудить с акционерами "АвтоВАЗа", - сказал Карлос Гон. "Тройка Диалог" и "Ростехнологии" владеют по 25% акций.
Сделка обсуждается с 2008 года. Возможность увеличения доли Renault в "АвтоВАЗе" до контрольной была предусмотрена, когда концерн покупал блокпакет завода. Но сделке сопротивлялись сначала российская (до кризиса), а затем французская сторона. Во время кризиса Renault отказывался не только наращивать долю в заводе, но и вообще финансировать "АвтоВАЗ".
Теперь, когда продажи "АвтоВАЗа" вернулись на докризисный уровень (50 тысяч машин в месяц), а Renault начал досрочно погашать долги перед французским правительством, переговоры возобновились.
Сделку готовит "Тройка Диалог". До начала 2012 года "АвтоВАЗ" должен еще провести две допэмиссии, чтобы конвертировать в акции завода 50 млрд из 75 млрд рублей долга "АвтоВАЗа" перед "Ростехнологиями", а также получить оборудование от Renault для выпуска новых моделей.
Главный вопрос в том, как Renault-Nissan будет расплачиваться за акции, говорит Юлий Матевосов из ИК "Атон". По его мнению, "АвтоВАЗ" уже сейчас сильно переоценен и реально стоит не более 1,4 млрд долларов.
Эксперт полагает, что Renault-Nissan не будет оплачивать всю сделку с "Тройкой Диалог" и "Ростехнологиями" деньгами, трудно - на это требуется минимум 600 млн долларов. Скорее всего, будут использоваться как акции Renault и Nissan, так и технологии концернов.
Как считает экономический обозреватель NEWSru.ru Максим Блант, российский авторынок, защищенный запретительными импортными пошлинами на иномарки, снова становится привлекательным для иностранцев.
Однако в случае нового витка кризиса правительство постарается переложить на иностранных инвесторов ответственность за предприятие, которое оказалось не слишком конкурентоспособным. И Renault-Nissan придется тратить те деньги, которые тратило российское правительство на поддержание жизнеспособности "флагмана" российского автопрома.