Минэкономики провело совещание, посвященное поглощению второй в России авиакомпании "Трансаэро" ее основным конкурентом, государственным "Аэрофлотом". Присутствовали представители Минэкономики, Минфина, Минтранса, ВТБ и "Сбербанка" - главные кредиторы "Трансаэро", общий долг которой, по неофициальной информации, составляет около 260 млрд рублей.
Источники "Коммерсанта" говорят, что именно ВТБ, в залоге у которого находятся 25% плюс одна акция "Трансаэро", стал инициатором совещания (на конец марта долг авиакомпании перед банком составлял 12,7 млрд рублей).
ВТБ предлагает ввести в совет директоров "Трансаэро" банкиров и дать им право согласовать кандидатуру финансового директора компании.
ВТБ настаивает, чтобы именно "Аэрофлот" отвечал по долгам "Трансаэро", и тогда согласен перевести ее валютные кредиты в рублевые, но без дисконта.
В Минтрансе считают, что оптимальным вариантом была бы интеграция маршрутной сети "Трансаэро" с "Аэрофлотом" с сохранением всех обязательств на проблемном перевозчике.
В Минэкономики говорят о возможности списания части долга (30%), но банки выступают жестко против. Минфин, со своей стороны, не готов финансово поддерживать ни "Трансаэро", ни "Аэрофлот" после консолидации.
"Сбербанк" считает правильным не покупать "Трансаэро", а взять ее в управление. Но это не устраивает "Аэрофлот", который считает единственным вариантом получение не менее 75% акций "Трансаэро".
В "Трансаэро" уверяют, что проблемы авиакомпании никак не повлияют на ее пассажиров. Однако партнеры перевозчика в растерянности и ждут худшего. По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина, под перевозку туристов отводилось 50-60% рейсов "Трансаэро", тогда как у "Аэрофлота" этот показатель не превышал 15%. После консолидации бизнеса "Трансаэро" с "Аэрофлотом" стоимость перевозок может вырасти, опасаются участники туристического рынка.
Так, цена билета у "Аэрофлота" в Бангкок в этом сезоне была на 24% выше, чем у "Трансаэро", в Ларнаку - на 42%, поясняет представитель РСТ Ирина Тюрина. "Очевидно, что "Аэрофлот" никогда не пойдет на резкое снижение цен", - полагает она.
По прогнозам Тюриной, в непростом положении могут оказаться "Библио Глобус" и "Натали турс", чья полетная программа была почти полностью ориентирована на "Трансаэро".
Еще одной проблемой могут стать туроператоры-должники. "Некоторые накопили значительные долги перед "Трансаэро", но продолжали сотрудничать. Как будет теперь решаться их судьба - непонятно", - рассказала Тюрина.
Роста тарифов опасаются и агенты по продаже авиабилетов. Снижение уровня конкуренции в любом случае предполагает ухудшение условий, поясняет глава Biletix.ru Александр Сизинцев. "Трансаэро" традиционно представляет самые доступные тарифы - например, в Барселону, Нью-Йорк и Ереван.
Возможность перехода Трансаэро под контроль Аэрофлота обсуждалась и ранее, Forbes. Как сказал изданию один из чиновников, правительство гарантировало, что поможет в поиске решений по долгам "Трансаэро", но только при условии, что этой авиакомпанией будет заниматься "Аэрофлот". Помогать ее владельцам - Александру и Ольге Плешаковой - правительство не хочет.
"Трансаэро" годами пользовалась благосклонностью властей
"Трансаэро" - первая частная российская авиакомпания, созданная с нуля в 1990 году 26-летним выпускником МАИ Александром Плешаковым. Первый рейс "Трансаэро" был выполнен на арендованном самолете 5 ноября 1991 года по маршруту Москва - Тель-Авив. В 1992 году у авиакомпании появился собственный флот, состоявший из одного Ил-86, который начал выполнять регулярные рейсы между Москвой и Норильском.
Успехи Трансаэро многие игроки рынка часто связывали с административным ресурсом, к которому якобы имел доступ Александр Плешаков, его мать Татьяна Анодина и жена Ольга Плешакова. Татьяна Анодина в советское время работала начальником технического управления Министерства гражданской авиации СССР. В 1991 году она возглавила Межгосударственный авиационный комитет и до сих пор руководит им. В 2001 году жена Плешакова стала генеральным директором "Трансаэро", а сам он к тому времени уже совмещал должности председателя совета директоров авиакомпании и члена Совета федерации от Пензенской области.
Наряду с "Аэрофлотом" "Трансаэро" освобождали от пошлин на ввоз самолетов иностранного производства в обмен на закупки российской техники. Все остальные российские авиакомпании оказывались перед выбором: платить пошлины или летать на советских Ту-154 или Ту-134. Как и "Аэрофлот", "Трансаэро" получала назначения на выгодные международные маршруты: другим перевозчикам приходилось довольствоваться низкомаржинальным внутренним рынком.
Начиная с 90-x и до 2013 года "Трансаэро" стремительно развивалась, увеличивая авиапарк и маршрутную сеть. Именно такая агрессивная стратегия развития и сыграла в итоге злую шутку с компанией.
"Высокие темпы развития требовали привлечения заемного финансирования. Банки охотно финансировали авиакомпанию, поскольку она имела очень сильные позиции в сегменте туристических перевозок, как чартеров, так и на регулярных международных линиях, в значительной степени ориентированных на курорты", - объясняет руководитель аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
К 2013 году в парке "Трансаэро" насчитывалось 104 самолета, из них только восемь были собственными, а остальные эксплуатировались по договорам финансовой и операционной аренды. На 31 декабря 2014 года восемь самолетов Boeing общей стоимостью 4,9 млрд рублей и несколько двигателей общей стоимостью 2,3 млрд рублей, принадлежащие "Трансаэро", находились в залоге в качестве обеспечения полученных кредитов.
Кредиторами "Трансаэро" по долгосрочным и краткосрочным займам выступают 16 банков, включая "Газпромбанк", "Россельхозбанк, банк "Открытие", ВТБ, "Сбербанк", "Альфа-банк" и другие. Основные кредиторы "Трансаэро" - "Сбербанк" и ВТБ.
Компания не смогла справиться с долговой нагрузкой из-за нескольких негативных факторов: снижение турпотока из России, уже запущенные инвестиционные проекты, направленные на развитие компании, и демпинговые цены.
"Значительная часть доходов авиакомпании формировалась за счет перевозок в туристическом сегменте. Этот сегмент пострадал больше всего, он очень быстро и болезненно ужался", - объясняет Олег Пантелеев. По его словам, девальвация рубля в одночасье нанесла тяжелый удар по доходам авиакомпании. Количество туристов из России стремительно уменьшилось, оплата по договорам лизинга, номинированным в долларах, напротив резко возросла.
Напомним, 75% акций крупнейшей частной авиакомпании России "Трансаэро", долги которой достигли 260 млрд рублей, может перейти под контроль государственного "Аэрофлота" за символическую плату в один рубль. Этот вариант спасения проблемного перевозчика накануне одобрила комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. В результате госкомпания консолидирует более 50% рынка.