Депутаты Госдумы в третьем и окончательном чтении приняли закон о федеральном бюджете на 2016 год, предусматривающий его дефицит в 3% ВВП
© РИА Новости / Владимир Федоренко
Депутаты Госдумы в третьем и окончательном чтении приняли закон о федеральном бюджете на 2016 год, предусматривающий его дефицит в 3% ВВП
 
 
 
Депутаты Госдумы в третьем и окончательном чтении приняли закон о федеральном бюджете на 2016 год, предусматривающий его дефицит в 3% ВВП
© РИА Новости / Владимир Федоренко

Депутаты Госдумы в третьем и окончательном чтении приняли закон о федеральном бюджете на 2016 год, предусматривающий его дефицит в 3% ВВП. На пленарном заседании за главный финансовый документ страны проголосовали 297 парламентариев, против выступили 149. Бюджет принимается только на 2016 год вместо традиционного трехлетнего периода из-за высокой волатильности финансовых и сырьевых рынков, передает ТАСС.

В следующем году доходы РФ запланированы на уровне 13,738 триллиона рублей, расходы - 16,099 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит 2,36 триллиона рублей, или 3% ВВП.

Верхний предел внутреннего госдолга на 1 января 2017 года установлен в 8,818 триллиона рублей, внешнего госдолга - 55,1 миллиарда долларов, или 50,1 миллиарда евро. Объем чистого привлечения средств за счет государственных внутренних заимствований в 2016 году планируется в 300 миллиардов рублей (размещение минус погашение), за счет внешних займов - 1,472 миллиарда долларов.

Облигаций, номинированных в иностранной валюте, предполагается разместить на 3 миллиарда долларов, однако предстоят и погашения по евробондам и другим внешним займам. Во втором чтении в документ была внесена поправка, позволяющая размещать облигации, номинированные в юанях, на Московской бирже.

Прогнозируемый объем Резервного фонда на начало 2016 года - 3,4 триллиона рублей, на конец года - чуть больше 1 триллиона рублей. Прогноз по Фонду национального благосостояния - 4,9 триллиона рублей на 1 января и 4,66 триллиона рублей на конец года.

При этом во втором чтении из закона о федеральном бюджете на 2016 год была исключена норма, допускавшая направление до 500 миллиардов рублей средств Резервного фонда на замещение выпадающих доходов и источников финансирования дефицита бюджета решениями правительства РФ. Теперь в случае такой потребности кабмину придется обращаться к Госдуме для принятия соответствующих поправок в бюджет.

Пенсии вырастут на 4%, а размер маткапитала составит почти полмиллиона рублей

В законе о бюджете также зафиксирована обязательная индексация пенсий в 2016 году на 4%. Ранее Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, которым предусмотрено увеличение пенсий с 1 февраля 2016 года на 4%. В нем предполагалось, что по итогам первого полугодия может быть проведен второй этап индексации. Профильный комитет Госдумы по труду рекомендовал к принятию поправку о том, что доиндексация обязательна. Ее размер и срок будут определены отдельным законом, напоминает агентство.

Так, для этого в законе о бюджете уточнено, что правительство РФ с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере, вправе внести в Госдуму проект закона о дополнительной индексации пенсий.

Что касается материнского капитала, то его размер в 2016 году составит 453 тысячи рублей, то есть останется на уровне 2015 года. Вместе с тем, как заявил в четверг президент РФ Владимир Путин в послании парламенту, программа материнского капитала, срок действия которой истекал в конце 2016 года, должна быть продлена как минимум еще на два года.

Принятым законом о федеральном бюджете также предоставляются межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда РФ (ПФР) в объеме 3,18 триллиона рублей. В частности, на обязательное пенсионное страхование будет направлено 810,5 миллиарда рублей, на пересмотр расчетного пенсионного капитала - 676,9 миллиарда рублей, на выплату пенсий - 419,7 миллиарда рублей, на федеральную социальную доплату - 44,3 миллиарда рублей.

Дополнительная помощь регионам и поддержка образования, АПК и Крыма

В ходе рассмотрения бюджета на следующий год было принято во втором чтении решение дополнительно выделить средства на отдельные нужды. В частности, в 2016 году субъектам РФ предоставят до 310 миллиардов рублей бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицитов их бюджетов, для покрытия временных кассовых разрывов, а также на мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. При принятии федерального бюджета в первом чтении выделялось 140 миллиардов рублей.

Из общей суммы 240 миллиардов рублей сразу должны быть направлены регионам в январе-феврале 2016 года. Плата за пользование этими кредитами установлена в размере 0,1% годовых.

Кроме того, на создание новых современных рабочих мест в школах для ликвидации третьей смены направляется 50 миллиардов рублей. На расходы бюджета по компенсации отдельным категориям граждан (инвалидам первой и второй группы, семьям с детьми-инвалидами) оплаты взноса на капремонт выделяется 5 миллиардов рублей. Около 43 миллиардов рублей направляется на поддержку программ Крыма и Севастополя, в том числе на сбалансированность их бюджетов (примерно 20 миллиардов рублей), строительство крымской железной дороги (6,8 миллиарда рублей).

В рамках второго чтения также было выделено на господдержку АПК еще 9,2 миллиарда рублей, на субсидии лесоперерабатывающим предприятиям Дальнего Востока - 2,2 миллиарда рублей, на субсидии "Роснано" на возмещение расходов по оплате целевого взноса на строительство Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах - 2,8 миллиарда рублей. Кроме того, увеличивается на 1 миллиард рублей финансирование МГУ имени М.В. Ломоносова, и также на 1 миллиард рублей - СПбГУ.

Кроме того, закон допускает направление денежных средств, внесенных ранее в уставный капитал Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) для разработки российско-индийского многоцелевого транспортного самолета МТА, на программу по созданию самолетов семейства МС-21. ОАК сможет использовать эти средства в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 278,284 миллиона долларов, по решению правительства РФ.

Решение сформировать годичный бюджет было принято на фоне ухудшения ситуации в экономике и снижения цен на нефть. Однако уже в следующем году Минфин намерен вернуться к трехлетнему бюджету. Об этом заявлял еще в середине ноября замглавы ведомства Максим Орешкин. "Что касается трехлетнего бюджета, то планы - готовить его в следующем году на период 2017-2019 годов", - пояснял он.

Напомним, ранее президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий разработку и принятие однолетнего бюджета на 2016 год. Документ "Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год" был принят Госдумой в третьем чтении. 30 сентября его одобрил Совет Федерации и подписал президент.

Документ приостанавливает до 1 января 2016 года действие некоторых положений Бюджетного кодекса РФ. Таким образом, создаются правовые основания для составления и утверждения федерального бюджета только на 2016 год.

Закон также устанавливает 25 октября в качестве крайнего срока внесения в Госдуму проекта федерального бюджета, в то время как Бюджетный кодекс предписывает вносить документ не позже 1 октября. Субъектам РФ также была предоставлена отсрочка - вносить бюджеты можно было не до 1 ноября, как раньше, а до 15 ноября.

Смысл документа - уменьшить вероятность ошибок при подготовке бюджета, поскольку сейчас невозможно предсказать на долгосрочную перспективу ни возможное усиление санкций, ни конъюнктуру цен на нефть, ни курсовые качели.

Совет Федерации утвердил поправки в бюджет на 2015 год

На прошлой неделе, 25 ноября, Совет Федерации одобрил внесение изменений в закон "О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Документ предусматривает увеличение общего объема доходов в текущем году на 711,6 млрд рублей (0,9% ВВП) - до 13 трлн 251 млрд рублей.

Рост доходов произойдет за счет увеличения нефтегазовых доходов в сумме 193,2 млрд рублей (0,2% ВВП) и ненефтегазовых доходов в сумме 518,4 млрд рублей (0,6% ВВП).

Общий объем расходов увеличивается на 202,3 млрд рублей (0,2% ВВП) и составит в текущем году 15 трлн 417 млрд рублей. Дефицит федерального бюджета в 2015 году составит 2 трлн 165 млрд рублей (3% ВВП), что на 0,7% ВВП ниже утвержденного ранее уровня. Ненефтегазовый дефицит составит 8 трлн 45,8 млрд рублей, или 10,9% ВВП. Поправками также предлагается увеличить на 7,7 млрд рублей дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Кроме того, направленные и не использованные в 2015 году субсидии Крыму в сумме 15 млрд 745 млн рублей будут направлены в Фонд развития ЖКХ. При этом в 2016 году средства, которые должны были быть направлены Фонду ЖКХ, будут восстановлены в качестве субсидий Крыму.

В законе также уточнены основные макроэкономические показатели на 2015 год. Так, цены на нефть устанавливаются на уровне 53 долларов за баррель (было 50 долларов за баррель). Падение ВВП в 2015 году прогнозируется на уровне 3,9% (было 3%).

Инфляция в РФ, по мнению правительства, составит по итогам 2015 года 12,2%, прогнозируемый объем ВВП - 73 трлн 515 млрд рублей.