Рекламу сигарет могут полностью запретить
RTV International
Рекламу сигарет могут полностью запретить
 
 
 
Рекламу сигарет могут полностью запретить
RTV International

Антитабачная концепция, которая утверждена 23 сентября премьер-министром Владимиром Путиным, ставит целью снижение потребления табака населением России до 25% с нынешних 40%. Как пишет "Коммерсант", в 2011 году должен быть принят законопроект, полностью запрещающий рекламу табачных изделий, включая промоакции.

Сегодня реклама табачной продукции уже содержит ограничения: реклама по радио и телевидению была запрещена в 1996 году, а наружная - в 2007 году. Запрет не коснулся метрополитена, аэропортов, вокзалов, а также печатной прессы (с ограничениями публикации рекламы на первой и последней полосах издания).

В январе-мае 2010 года рекламные бюджеты табачной продукции в центральной прессе составили 244 млн рублей (около 8 млн долларов), что чуть более 2% от всех рекламируемых товаров.

По оценке управляющего партнера компании Action Дмитрия Бондаренко, в 2009 году три лидера табачного рынка - JTI, Philip Morris и BAТ потратили на промоакции по 15-20 млн долларов каждый, или около 50% своих рекламных бюджетов. Таким образом, рекламные затраты "большой тройки" (контролируют 83% рынка) могли составить более 90-120 млн долларов. Весь рекламный рынок России в 2009 году составил 204,2 млрд рублей (около 7 млрд долларов).

Кроме запрета на рекламу табачникам грозит "поэтапное равномерное увеличение акцизов на все виды табачных изделий до среднего уровня налогообложения данных изделий среди стран Европейского региона ВОЗ" до конца 2015 года. В этом году ставка акциза на сигареты с фильтром составляет минимум 250 рублей с тысячи штук. На 2011-2013 годы, согласно внесенным в прошлую пятницу в Думу поправкам в Налоговый кодекс, индексация табачных акцизов будет 30-40% в год.

Глава отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев говорит, что рост налогового бремени на табачную отрасль в Европе привел к значительному увеличению "теневого" рынка. Так, в Великобритании, доля контрафакта составляет около 40%. В России, по экспертным оценкам, доля нелегальной продукции на табачном рынке не превышает 1%.

"Ведомости" со ссылкой на табачные компании, также пишут о радикальности правительственного плана, в частности опасаясь, что резкое увеличение акциза вызовет рост контрафакта.

Международная практика показывает, что самый эффективный способ борьбы с курением, особенно среди несовершеннолетних, - пропаганда здорового образа жизни на национальном уровне, говорит директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Александр Лютый, в российских реалиях этот инструмент будет наиболее действенным, поскольку запретами и ограничениями на ситуацию не повлиять, как и налоговым давлением на индустрию.

Повышение акцизов, по его мнению, может привести к появлению спроса на более дешевую - контрабандную или контрафактную - продукцию, а не к тому, что станут меньше курить.

Анализируя реакцию СМИ на антитабачную концепцию, сайт Заголовки.ру пишет, что низкие налоги, а значит, невысокие цены, активная реклама, низкая информированность населения о вреде сигарет и дыма для организма человека мешают России освободиться от никотиновой зависимости.

Поэтому впредь предлагается законодательно запретить курение в государственных, образовательных учреждениях, больницах, в физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры и во всех закрытых помещениях по примеру Европы.

Напомним, что глава российского Минфина Алексей Кудрин, повышая акцизы на табак и водку, заявил, что преследует не только цели пополнить бюджет. По его словам, потребители этих товаров могут почувствовать большую роль своего вклада в решение социальных задач, стоящих перед государством.

"Чтобы люди чувствовали: кто пьет водку, кто курит, тот больше внесет помощь государству. Выкурив пачку сигарет, значит, больше внес средств на решение социальных задач: поддержка демографии, развитие других социальных услуг, поддержка рождаемости", - сказал министр.