Приватизация госкомпаний может иметь негативные последствия не только экономического, но и социального характера, считают некоторые экономисты.
В экспертном сообществе все чаще вспоминают о печальном опыте 1990-х годов, когда спешная распродажа госактивов привела к экономической катастрофе, последствия которой удалось ликвидировать лишь в последние несколько лет, сообщает "Комсомольская правда".
"Сейчас, когда либеральные экономисты снова агитируют за скорейшую распродажу государственных долей в стратегических отраслях экономики, следует прежде всего вспомнить простую истину, что в условиях кризиса такая программа обречена оказаться крайне невыгодной для продавца, иными словами - для России", - рассказал директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
"Через четыре года, мне кажется, государство получило бы за свои активы больше денег, нежели оно получит через год", - считает директор по стратегическому развитию компании "Кортес" Павел Строков. Дело еще и в том, что за ближайшие годы многие компании с госучастием смогут реализовать еще и ряд проектов, которые очевидно повысят их рыночную стоимость. "Мне кажется, что, например, после того как компания "Роснефть" с партнерами выйдут на шельфы, уже одно это так или иначе даст компании плюс, в том числе и по цене", - отмечает Павел Строков.
"С одной стороны, конечно, можно раздать эти монополии в частные руки, но с другой - как контролировать частные монополии, которые по природе своей больше заботятся об акционерах, чем о государстве", - заявил в интервью "Московскому Комсомольцу" главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин.
"Не сумев справиться со сложными процессами на рынке, собственники вынуждены были просить государство о помощи", - констатирует, в свою очередь, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. Государство в данном случае оказывается фактически в безвыходной ситуации: отказать в помощи подобной компании - значит поставить под угрозу миллионы ее потребителей, то есть простых российских граждан.
"Несмотря на очевидную выгоду (получение живых денег), продажа государственных долей, к примеру, в нефтегазовых и электроэнергетических компаниях представляется нецелесообразной и, похоже, чревата миллиардными потерями не только для государства-собственника, но и для рядового потребителя. Ведь в случае продажи акций государство уже не сможет эффективно сдерживать ни рост тарифов, ни растущие аппетиты новых собственников, вполне естественно для себя стремящихся "отбить" потраченное", - рассказал Мухин.
Он уверен, что "согласно мировым индексам, цена (не реальная стоимость) компаний будет падать". "Поэтому и следует выждать более благоприятную конъюнктуру для реализации своих активов. Те же, кто предлагает поторопиться, действуют не в интересах страны, а в собственных интересах", - говорит эксперт.
Более выгодной схемой управления подобными активами, по мнению экономистов, могло бы стать сотрудничество с зарубежными экспертами в рамках конкретных проектов по программе так называемой регулируемой рентабельности.
"Сейчас надо все внимательно взвесить, чтобы не повторить тот печальный опыт, который у нас имелся, когда мы приватизировали все "по Чубайсу". Совершенно нелепая была вещь, которая ввергла нашу страну в пучину вот такой экономической депрессии и кризиса, из которой мы сейчас с трудом наконец-то выбираемся", - считает президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.
Эксперты сходятся в одном: рыночная конъюнктура не располагает к выгодным продажам, так как большинство российских компаний объективно недооценены. "В ряде компаний у нас достаточно большие запасы, а есть еще и ресурсы, которые надо превратить в запасы, и тогда их тоже можно будет оценить", - поясняет Шмаль. По оценкам эксперта, стоимость российских компаний нефтегазового сектора сегодня занижена как минимум в 5 раз. То же касается и компаний энергетической отрасли. "Для того чтобы заниматься продажей, надо подготовиться, провести действительно серьезную капитализацию и оценить все наши фонды", - отмечает Шмаль.