Экономические санкции против Грузии болезненны, но не смертельны
Архив NEWSru.ru
Экономические санкции против Грузии болезненны, но не смертельны
 
 
 
Экономические санкции против Грузии болезненны, но не смертельны
Архив NEWSru.ru

Экономика Грузии не так сильно зависит от России, как принято считать, пишет газета "Ведомости". Грузия экспортирует больше металла и самолетов, чем вина и фруктов. Кроме того, Россия далеко не единственный крупный торгово-экономический партнер страны, к тому же скоро грузинские компании научатся работать с Россией через третьи страны. Россия же, бездумно ужесточая правила трудовой иммиграции, может лишиться дешевой рабочей силы. Вывод экспертов: российские санкции будут болезненны, но вовсе не так эффективны, как полагают в России.

Обострение политических отношений между Россией и Грузией рано или поздно выливается в противостояние на экономическом фронте. В марте Россия прекратила импорт грузинского вина и минеральных вод. Еще раньше был запрещен импорт грузинских фруктов. Последний кризис в отношениях привел к прекращению железнодорожного, морского и воздушного сообщения с Грузией, запрете почтовых денежных переводов и предстоящем ужесточении иммиграционного законодательства. В четверг появились даже сведения о том, что "Газпром" планирует повысить цену на газ со 110 до 170-250 долларов за тысячу кубометров. Правда, представитель российской компании опроверг эту информацию.

Тем не менее, несмотря на бытующее мнение о том, что Грузия полностью зависит от России в экономическом плане, санкции, хотя и болезненные, далеко не смертельны для грузинской экономики.

Вопреки имиджу сельскохозяйственной страны основа грузинского экспорта - черные металлы, точнее - металлолом. По данным Национального бюро статистики Грузии, в 2005 году их экспорт составил 167,7 млн долларов, в то время как алкогольных и безалкогольных напитков и спирта - 164,3 млн долларов. Фрукты и орехи, хотя и являются традиционно важным компонентом экспорта (76,9 млн долларов), в 2005 году уступили третье по объему место летательным аппаратам и их компонентам (78,5 млн долларов).

Покупают грузинские товары не только россияне: например, черные металлы преимущественно экспортируются в Турцию, говорят эксперты. Крупнейшие грузинские предприятия ориентированы не на российский рынок. Основные покупатели продукции Руставского металлургического комбината и Зестафонского завода ферросплавов - Турция и Иран. Тбилисский авиационный завод, где при СССР производились штурмовики Су-25, занят ремонтом и поставкой запчастей для этих самолетов в страны третьего мира, покупая все комплектующие на Украине.

Конечно, пищевая промышленность – это самый быстрорастущий сегмент экономики, и российские санкции будут стоить Грузии экономического роста. Так, отвечающий за экономическое развитие страны Каха Бендукидзе, полагает, что санкции будут стоить Грузии 1,5 процентных пункта темпов развития ВВП.

Кроме того, весьма неприятным будет сокращение финансовых потоков из-за рубежа. Объем экспорт Грузии примерно в три раза меньше импорта. Отрицательное сальдо по текущим операциям, которое в 2005 году составляло 688 млн долларов - это более 10% ВВП, компенсируется денежными переводами граждан. По оценкам грузинского правительства, граждане этой страны, работающие в России, перевели в 2005 году на родину около 300 млн доларов. Российская Федеральная миграционная служба оценила этот поток в 1,2 млрд долларов.

Тем не менее, к кризису эти потери не приведут. По словам первого замминистра экономики Грузии Натии Турнавы, рост экономики, ожидаемый в 2006 году на уровне не менее 10%, создаст рабочие места, что позволит компенсировать за счет внутреннего рынка. А со временем грузинский бизнес найдет возможность работать с Россией через третьи страны.

Для России же, блокада, сопровождающаяся бездумным ужесточением миграционных правил, может обернуться дефицитом на рынке труда. Конфликтуя с Грузией, российское правительство решило навести порядок в сфере трудовой иммиграции. Квоты для мигрантов теперь будут устанавливаться в зависимости от специальности и страны происхождения.

Однако эксперты полагают, что чиновникам, которые недостаточно знают нынешнюю структуру рынков труда, вряд ли удастся сделать обоснованный прогноз занятости на будущее, чтобы выдать квоты. Кроме того, определяя квоты для стран, представители миграционной службы будут скорее руководствоваться политическими настроениями, а не экономической целесообразностью. Замдиректора ФМС Михаил Тюркин уже заявил: "Сегодня мы внимательно посмотрели с учетом населения Российской Федерации, какие рабочие места востребованы, кто может их занимать, и приняли такое решение, что сегодня для граждан Грузии такие квоты предоставляться не будут - ни на проживание, ни на осуществление трудовой деятельности".

Между тем серьезное и необдуманное ужесточение миграционной политики может дорого стоить российскому бизнесу. За семь месяцев 2006 года население России уменьшилось на 380,4 тысячи человек, до 142,4 млн. Миграционный приток компенсировал 16,7% убыли населения. При этом в 2005 году Минэкономразвития констатировало, что демографический кризис мешает удвоению ВВП: за 2006-2015 годы население уменьшится на 10,6%, что будет стоить экономике 1,5-2 лет роста.

Кроме того, как отмечают специалисты, далеко не все позиции на рынке труда, освободившиеся после оттока мигрантов, будут заполняться российскими гражданами. Бизнес в этих условиях ждет дефицит рабочей силы. Будут закрываться торговые точки, которые сейчас держатся на дешевизне труда приезжих, говорит Владлен Максимов, председатель координационного совета профсоюза предпринимателей "Лига свободы". Неясно также, кто, если не будет дешевых рабочих, станет поддерживать строительный бум в России.

Сейчас миграционные квоты распределяются правительством по регионам. Общая квота на 2006 год - 329 тысяч приглашений (в 2005 году - 214 тысяч). Центральный федеральный округ получил 121,8 тысячи квот (100 тысяч - Москва, 15 тысяч - Московская область), Дальневосточный – 58,6 тысячи, Сибирский – 41,1 тысячи, а Южный – 14,7 тысячи.