Бурный рост госрегулирования, а затем попытка заставить чиновников соблюдать все, часто противоречащие друг другу инструкции привели к остановке экономики, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на размышления директора Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрея Яковлева на тему о связи стимулов госуправления и экономического роста, прозвучавшие на конференции Ассоциации независимых центров экономического анализа.
По его мнению, в итоге борьба с коррупцией в российских условиях ведет к тому, что инициативные добросовестные чиновники пополняют когорту молчаливых исполнителей регламентов и инструкций. Возник эффект итальянской забастовки.
До кризиса 2008-2009 годов, в условиях сверхдоходов от нефти и быстрого экономического роста коррупция не воспринималась как реальная политическая проблема, напоминает эксперт. Кризис показал, что денег гораздо меньше, чем думали, а воруют много. Бороться решили, как обычно, административными методами.
Однако сама система избыточного и противоречивого регулирования осталась неизменной, и усиление борьбы с коррупцией привело еще к одному парадоксальному результату.
Это, например, стало причиной резкого падения темпов роста ВВП в 2013 году, считает Андрей Яковлев. Тогда рост замедлился с 3,4 до 1,3%, хотя еще в начале 2013 года и официальные прогнозы, и прогнозы аналитиков исходили из роста в 3,4-3,6%.
Можно сказать, что борьба с коррупцией привела к торможению экономики, резюмирует Яковлев: "Просто то, как с коррупцией борются, бьет не только по ней, но убивает и любую активность".
Борьба с коррупцией нужна, но иногда палку перегибают: чиновникам лучше ничего не делать и на любое обращение отвечать отказом, сетовал федеральный чиновник. Никаких реформ не то что не получится - их бессмысленно проводить, пока не изменена система госуправления, пояснил изданию бывший высокопоставленный чиновник.