Прогноз: в первой половине 2015 года инфляция в России достигнет двузначной величины
Russian Look
Прогноз: в первой половине 2015 года инфляция в России достигнет двузначной величины
 
 
 
Прогноз: в первой половине 2015 года инфляция в России достигнет двузначной величины
Russian Look

В первой половине 2015 года, когда инфляция в России достигнет двузначной величины, гражданам придется тщательней выбирать, на чем экономить, и вспоминать способы сохранения денег в условиях быстрого роста цен.

Правда, как говорил ранее замминистра экономического развития Алексей Ведев, представляя новую редакцию прогноза на 2015 год, "я думаю, что в первом квартале 2015 года инфляция будет под 10%, а не за 10%". Прогноз МЭР был рассчитан, исходя из цены нефти Urals 80 долларов на фоне грядущей рецессии (-0,8%), сокращения инвестиций (-3,5%) и падения реальных заработных плат (-3,9%).

В реальности нефть торгуется ниже 70 долларов, а доллар колеблется между отметками 52-54 рублей. Авиабилеты на международные рейсы подорожали на 15% за одну ночь после рутинной операции по корректировке расчетного курса евро Международной ассоциацией воздушного транспорта.

Тем не менее прогноз инфляции на 2015 год остается скромным - 7,5%, притом что, по данным Росстата, в ноябре годовая инфляция достигла 9,1%.

Ведомство основывается на том, что девальвация остановится, падение реальных доходов станет сдерживающим фактором для роста цен, заставляя поставщиков товаров и услуг жертвовать частью маржи, а инфляция этой осени обеспечит высокую базу для сопоставления во втором полугодии.

Однако опрошенные "Деньгами" аналитики полагают, что в первой половине 2015 года инфляция окажется выше, возможно значительно, 10% в годовом выражении, при том, что двузначной инфляции в РФ не было со времен кризиса 2008-2009 годов.

Из факторов, способных вывести инфляцию на новый уровень, девальвация - самый сильный. С начала 2014 года рубль потерял к доллару США около 40% (и 36% к бивалютной корзине). Руководитель управления аналитических исследований УК "Уралсиб" Александр Головцов напоминает: "10% девальвации добавляет к инфляции 1 п. п.". Этот эффект будет сказываться на ценах всю первую половину 2015 года: он обычно действует с лагом в несколько месяцев.

Второй по значимости фактор - запрет на импорт продовольствия, введенный Россией в качестве контрсанкций. Уровень продовольственной инфляции, по данным Росстата, существенно вырос: в ноябре 2014 к ноябрю 2013 года - 12,6%, а год назад было 7,5%.

Цены на продовольствие менялись быстро и, за редкими исключениями, в соответствии с санкционным списком. Мясо и птица, вклад которых в индекс потребительских цен довольно велик (порядка 9%), в ноябре 2014-го стоили на 18% дороже, чем в октябре 2013 года, рыба прибавила 16%, молоко - 14%, масло - 15%. По отдельным запрещенным категориям вроде кур рост цен к 1 декабря составил почти 30% по сравнению с предшествующим годом. Сильно из общего правила выбилась только неподвластная санкциям отечественная гречка: по данным Росстата, она выросла в цене в 1,5 раза.

Опережающие темпы, с какими растет цена дешевых товаров (птица дорожает быстрее говядины и т.п.), можно считать одним из признаков смещения спроса. Потребление продуктов в годовом выражении падает с мая. В октябре его сокращение продолжилось темпом -0,5% год к году. Это подтверждает, что население начинает переключаться на более дешевые продукты вслед за падением реальных доходов, считают эксперты.

Сильнее всего высокая инфляция, очевидно, ударит по бедному населению, получателям пособий и социальных пенсий, тем более что стремительно дорожающее продовольствие и так занимает большую часть в их бюджете. На конец 2013 года доходы ниже прожиточного минимума имели 15,7 млн россиян (11% населения), но в условиях быстрого роста прожиточного минимума их доля, очевидно, вырастет.

"Процесс распространения бедности в связи с инфляцией захватит 2015-й и, может быть, часть 2016 года", - полагает Игорь Поляков из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Однако и те, чьи доходы выше, вынуждены экономить. По опубликованным на минувшей неделе данным "Ромира", 32% россиян признаются, что рост цен заставляет их перераспределять бюджет (в 2012 году таких было 20%), 19% отказывают себе в некоторых продуктах (в 2012 году - 8%), остальные экономят на одежде, дорогостоящих покупках или развлечениях. Ни в чем себе не отказывают только 6% (в 2012 году - 7%).