Минюст России подготовил поправки в закон "О потребительском кредите (займе)" в части регулирования коллективного страхования с учетом предложений Банка России
Global Look Press
Минюст России подготовил поправки в закон "О потребительском кредите (займе)" в части регулирования коллективного страхования с учетом предложений Банка России
 
 
 
Минюст России подготовил поправки в закон "О потребительском кредите (займе)" в части регулирования коллективного страхования с учетом предложений Банка России
Global Look Press

Минюст России подготовил поправки в закон "О потребительском кредите (займе)" в части регулирования коллективного страхования с учетом предложений Банка России, передает "Интерфакс".

Напомним, глава службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Михаил Мамута заявил в ходе IV Российского ипотечного конгресса, организованного Cbonds, что Центробанк намерен уравнять потребителей банковских услуг в правах на защиту их интересов вне зависимости от того, пользуются они коллективным страхованием или индивидуальным при оформлении кредитов.

Сегодня в страховании жизни заемщиков пропорция разделения полученного от клиента взноса по полису страхования жизни заемщика "перекошена" в пользу банка, который чаще всего получает из уплаченной клиентом страховой премии более 90% в качестве комиссионного вознаграждения.

При досрочном погашении кредита банки до сих пор не предлагали по своей воле возврата части страховой премии клиентам, заявляя, что договор страхования продолжает действовать и защищать жизнь человека, напомнил эксперт. Однако даже сами страховщики признают, что оформить выплату по коллективному договору страхования заемщиков после выхода из кредита очень непросто.

В ЦБ агентству сообщили, что поправки "должны устанавливать право застрахованного лица по договору так называемого коллективного страхования при досрочном возврате кредита потребовать возврата уплаченного банку вознаграждения за вычетом той части, в течение которой договор страхования действовал в отношении этого лица".

Проектом Минюста, кроме того, устанавливается право застрахованного лица потребовать исключения из числа застрахованных лиц в течение определенного срока с возвратом всей суммы, уплаченной гражданином при подключении к программе коллективного страхования - по аналогии с "периодом охлаждения", уже существующим на рынке добровольного страхования".

Если поправками подразумевается не возврат части неиспользованной страховой премии, а возврат неиспользованной части вознаграждения банку, "поправки могут оказаться революционными", считает главный эксперт "Интерфакса" Анжела Долгополова.

"Если возврат клиенту за неиспользованный страховой период будет рассчитываться из доставшихся страховщику 7-10% премии, клиент при возврате на руки получит часть от этой невеликой суммы. Говоря о возврате средств, уплаченных банку, разработчики документа, похоже, за отправную точку в расчетах готовы брать весь объем уплаченных заемщиком в банке при покупке полиса страхования жизни средств", - предположила Долгополова.

По мнению аналитика, разработчик поправок нашел решение, которое позволяет не вмешиваться в финансовые отношения партнеров, но устанавливает справедливый подход к защите интересов заемщиков при коллективном страховании. Схема коллективного страхования заемщиков отрабатывалась годами, она удобна и имеет массу преимуществ по скорости оформления полисов при выдаче кредита. Однако ее преимущества не должны оборачиваться финансовыми потерями для клиентов.

"Если формулировка предложенных Минюстом поправок не изменится в ходе дальнейшего обсуждения, они действительно будут работать на защиту интересов застрахованных при кредитовании лиц", - полагает Долгополова.

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Максим Данилов предположил, что "сами страховщики жизни при распространении практики досрочного расторжения кредитных договоров страхования жизни найдут возможности предложить клиентам альтернативу. Например, заключить новые договоры жизни уже по индивидуальным программам страхования на условиях, привлекательных для клиентов, и абсолютно на добровольных основаниях".

Комментируя инициативу Минюста, глава компании "Сбербанк Страхование жизни" Алексей Руденко сообщил "Интерфаксу": "Cтраховщики жизни уже сегодня разрабатывают стратегии удержания своих клиентов в рамках действующего договора. В частности, защитой от расторжения договора страхования жизни заемщика может стать добавление в него привлекательных для клиента сервисных опций, в том числе связанных с медициной".