Ашхабад уже два месяца практически не экспортирует газ и соответственно не получает за него живые деньги
НТВ
Ашхабад уже два месяца практически не экспортирует газ и соответственно не получает за него живые деньги Строительство газопровода мощностью 30 млрд кубометров (с возможностью увеличения до 40 млрд кубометров) из Туркмении в Китай уже вовсю ведется
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Ашхабад уже два месяца практически не экспортирует газ и соответственно не получает за него живые деньги
НТВ
 
 
 
Строительство газопровода мощностью 30 млрд кубометров (с возможностью увеличения до 40 млрд кубометров) из Туркмении в Китай уже вовсю ведется
flexcom.ru
 
 
 
Китай же упрочил свои позиции в конкурентной борьбе за среднеазиатский газ
Вести

Политика России в сфере закупок газа в Средней Азии привела к тому, что в момент обострения отношений с Москвой Ашхабад нашел финансовую поддержку в Пекине. На заседании кабинета министров, которое в субботу провел президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, вице-премьер по ТЭК Тачберды Тагыев сообщил, что в ходе его поездки в КНР удалось достигнуть договоренности о получении "целевого кредита в размере 3 млрд долларов для промышленного освоения газового месторождения "Южный Елотен", пишет "Время новостей".

Ашхабад уже два месяца практически не экспортирует газ и соответственно не получает за него живые деньги, поэтому китайская помощь будет весьма кстати для покрытия нежданной дыры в госказне. Китай же упрочил свои позиции в конкурентной борьбе за среднеазиатский газ.

- Китай укрепляетcя и в Таджикистане при помощи инвестиций

Строительство газопровода мощностью 30 млрд кубометров (с возможностью увеличения до 40 млрд кубометров) из Туркмении в Китай уже вовсю ведется. Запустить его планируется уже в начале следующего года, после чего российская монополия на закупки крупных объемов туркменского газа прекратит свое существование, отмечает газета.

Россия исторически была крупнейшим покупателем туркменского газа, а с 1 января 2009 года перешла на оплату топлива в соответствии с европейской формулой цены за вычетом расходов на транспортировку и маркетинг топлива. Весь первый квартал, несмотря на катастрофическое падение спроса на российский газ в Европе и СНГ, "Газпром" исправно исполнял обязательства перед Туркменистаном (брал топливо в докризисных объемах и платил по-европейски).

В Москве рассчитывали, что в ответ на щедрую плату Ашхабад перестанет искать возможности для экспорта газа в Европу в обход России. Но, приехав с визитом в столицу России в конце марта, туркменский лидер отказался предоставить такие гарантии "Газпрому". Это сорвало подписание соглашения о строительстве транстуркменского газопровода "Восток-Запад", который позволит соединить месторождения в восточных районах страны с берегом Каспия. "Газпром" рассчитывал, что станет и инвестором, и оператором трубы, а газ по ней пойдет только через Россию по новому Прикаспийскому газопроводу. Однако президент Бердымухамедов вернулся в Ашхабад и тут же дал поручение объявить открытый международный тендер на строительство.

После этого Москва решила наказать туркменских коллег "рублем". "Газпром" известил "Туркменгаз" о намерении снизить отбор газа в четыре раза (до 27 млн кубометров в сутки), а несинхронные действия диспетчерских служб двух компаний привели к взрыву туркменского экспортного газопровода близ границы с Узбекистаном. Тогда МИД Туркменистана обвинил в аварии "Газпром", и уже больше двух месяцев конфликт тлеет без явных перспектив к разрешению.

Китай укрепляетcя в Таджикистане при помощи инвестиций

Китай готов вложить более 1 млрд долларов в развитие энергетической отрасли Таджикистана. Об этом объявлено по итогам завершившихся на прошлой неделе переговоров президента Таджикистана Эмомали Рахмона с делегацией КНР во главе с членом политбюро ЦК КПК Ван Лэцюанем, пишет РБК daily.

Для Душанбе, чья экономика сейчас пребывает в плачевном состоянии, эта финансовая поддержка представляется крайне важной. Пекин же вряд ли получит существенную экономическую отдачу от инвестиций, но зато усилит политическое влияние в одной из ключевых стран Центральной Азии.

Согласно достигнутым договоренностям китайские энергетики построят на реке Хингоб на востоке Таджикистана ГЭС "Нурабад-1" мощностью 350 МВт (объем инвестиций - 560 млн долларов), а также ТЭЦ в Душанбе мощностью 200 МВт (400 млн долл.). Это поможет Таджикистану снизить зависимость от импорта электроэнергии из соседних государств. Пекин также выделит 61 млн долларов на сооружение двух современных ЛЭП - Лолазор - Хатлон и Юг - Север, а еще 51 млн долларов - на реконструкцию автомобильной трассы Душанбе - Дангара.

Руководство Таджикистана не скрывает, что видит в Пекине выгодного экономического партнера, подчеркивая, что сотрудничество с ним становится по меньшей мере таким же важным, как и взаимодействие с Россией. Как отметил Эмомали Рахмон, объем товарооборота между Таджикистаном и Китаем в прошлом году составил 1,25 млрд долларов и по этому показателю КНР поделила первое место с Россией. При этом, несмотря на мировой экономический кризис, товарооборот Таджикистана и КНР в первом квартале этого года вырос на 84% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Для Китая инвестиции в Таджикистан в первую очередь имеют крайне важную геополитическую ценность. Эксперты отмечают, что у Пекина скопилось огромное количество "горячих" денег, которые он сейчас активно пристраивает.