Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении новую редакцию Лесного кодекса РФ
Архив NEWSru.ru
Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении новую редакцию Лесного кодекса РФ Лесные участки будут распределяться на правах долгосрочной аренды, для чего будут проводиться аукционы
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении новую редакцию Лесного кодекса РФ
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Лесные участки будут распределяться на правах долгосрочной аренды, для чего будут проводиться аукционы
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Крупным лесопереработчикам не удалось отстоять возможность сохранить нынешние арендные права на лесные участки
Архив NEWSru.ru

Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении новую редакцию Лесного кодекса РФ, сообщает "Интерфакс" Частная собственность на леса исчезла - как и велел президент Владимир Путин, в последнее время сильно углубившийся в вопросы лесного хозяйства. Но лесные участки будут распределяться на правах долгосрочной аренды, для чего будут проводиться аукционы. Это - крайне важный момент: крупным лесопереработчикам не удалось отстоять возможность сохранить нынешние арендные права на лесные участки. Помимо аукционов, участки могут распределяться для использования в "приоритетных инвестпроектах". Последнюю норму оппоненты кодекса считают явно коррупционной.

У документа была трудная судьба - и президент занялся им не от легкой жизни, отмечает Газета GZT.ru. Первое чтение кодекса прошло еще в апреле прошлого года. Весной этого года на лесном совещании в Сыктывкаре президент Владимир Путин предупредил ответственных за лес членов правительства, что на доработку и внесение поправок в кодекс он дает всего два месяца, которые давно истекли. Путин вообще настолько глубоко погрузился в лесную тему, что легко оперирует в публичных выступлениях самой сложной лесотехнической терминологией, отмечает издание. И он крайне недоволен неэффективным использованием русского леса - таковой, как правило, не перерабатывается на месте, а вывозится бревнами за границу.

Новый Лесной кодекс, по мысли чиновников, должен с этим покончить: в отрасль должны прийти эффективные собственники. Впрочем, нынешние лесные промышленники с этим категорически не согласны.

Как пояснил "Коммерсанту" председатель комиссии ТПП по лесному хозяйству Александр Беляков, выявление лучшего лесопроизводителя через инвестиционные соглашения - коррупционный механизм. А выбор по критерию цены (схема аукциона), по его мнению, приведет в отрасли компании, которые не занимались лесозаготовкой. Тезис об опасности монополизации отрасли новыми компаниями, которые лишь вложат деньги, но сами не будут заниматься производством, разделяла и Общественная палата.

Однако кодекс, тем не менее, был принят без дополнительных корректировок. Председатель комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова пояснила, что не видит в проекте кодекса угрозы монополизации отрасли. С ней согласился и председатель Госдумы Борис Грызлов - по его объяснениям, кодекс напрямую запрещает монополистическую деятельность на лесном рынке.

Другой важный вопрос, решенный кодексом - распределение полномочий между федеральной и региональной властью. Основное положение, закрепленное в Лесном кодексе, - это федеральная собственность на участки лесного фонда. При этом полномочия по управлению лесом будут переданы регионам, за исключением тех, где плотность населения в 15 раз превышает среднюю плотность по России. Под такие регионы подпадают Москва, Московская область и Республика Ингушетия. Тут лесами будут управлять федеральные чиновники. Отметим, что мэр Москвы Юрий Лужков настоял на том, чтобы 30-километровая зона за МКАД была отобрана у Бориса Громова и передана в ведение федеральных лесных органов. Логика Лужкова такова: цена земли в ближайшем Подмосковье доросла до того, что областные власти не устоят и согласятся на вырубку лесов, которые считаются "легкими Москвы". Конечно, столичный мэр мечтал бы сам контролировать эту территорию. Но так как это невозможно, он считает, что лучшей гарантией сохранения столичных "легких" будет федеральная, а не областная власть.